ГЛАВА ТРЕТЬЯ. В. В. Розанов № 2 – прозрение и бунт

Пятая трещина между Розановым и еврейским сообществом пробежала на почве патриотизма, который у Розанова все-таки присутствовал в каком-то точечном виде, но затем под суммой различных наблюдений стал расти, увеличиваться. В 1909 году Розанов писал Гершензону:

В “Опавших листьях” В. Розанов написал редкие верные слова:

– Вот эта была та верная прочная точка, здоровая часть сознания В. Розанова из которой стало постепенно разгораться пламя патриотизма, которое вспыхнуло от праведного возмущения после того, как еврейский террорист убил главу российского правительства П. А. Столыпина.

Розанов в 1912 году писал по этому поводу другу Гершензону:

В. Розанов признавался, что после убийства П. А. Столыпина у него наступил переломный момент в отношении к евреям:

Можно зафиксировать исторический момент – как страстный юдофил В. Розанов в 57-летнем возрасте превратился в антисемита, то есть – стал критиковать евреев за конкретные дела, стал антиевреем в данном случае за убийство одним из них П. А. Столыпина. Мы наблюдаем конкретный исторический случай – когда возникает антисемитизм как ответная реакция на агрессивные действия, хотя я думаю, что найдутся немало еврейских умников, которые будут утверждать, что у В. Розанова безосновательно проснулся “природный” животный антисемитизм, или даже – традиционный, характерный для русских антисемитизм. В. Розанов же свою новую мировоззренческую позицию изложил в статье “Террор против русского национализма”.

Окончательный перелом в отношении к евреям у Розанова наступил в 1913 году. Летом этого года его пригласили отдохнуть “на хлеба” в Молдавию (Бессарабию) в имение под названием “Сахарна”, и он с семьёй туда поехал попутешествовать и отдохнуть. Жизнь там, конечно, отличалась от столичной. Когда Розанов с ней познакомился, то неожи– данно обнаружил для себя несколько возмутительных истин и то, как в провинции ведут себя евреи и какой властью обладают. Для такого юдофила это было шокирующее открытие, окончательно добившее Розанова-юдофила, и он написал произведение “Сахарна”, в котором отметил:

Далее В. Розанов обнаружил истину, которую я, благодаря исследованию ученых современного Института Нравственности в С.-Петербурге, показал во второй книге этой серии, – В. Розанов:

Молдавская Сахарна и “Сахарна” Розанова явилась шестой и окончательной трещиной-пропастью между В. Розановым и некогда обожаемым им еврейским сообществом.

Далее В. Розанов открыл для себя истину, которую ещё в середине 19-го века в произведении “Пропала совесть” объяснял М. Е. Салтыков-Щедрин, – В. Розанов:

А затем В. Розанов, подобно Ф. М. Достоевскому, обратил внимание на традиционную обособленность еврейского сообщества и в этом вопросе попытался побороться за равноправие русских:

Обширные знания полученные В. Розановым за долгие годы дружбы с евреями теперь работали в другую сторону – против еврейского сообщества, и Розанов в своих выводах и открытых истинах продолжил углубляться и в 1913 году написал работу “Евреи и “Трефные христианские царства””, в которой сделал важный фундаментальный вывод-истину:

Теперь уже понятна степень прозрения В. Розанова, его степень разворота, его процесс мудрения. А что такое – сознание своей истории? Государственная гордость? Народные традиции и народное самосознание? – Это ПАТРИОТИЗМ, – это НАЦИОНАЛИЗМ в самом положительном его значении. Соответственно В. Розанов из выродка превращался в нормального человека в общечеловеческом смысле и в нормального русского человека, и уже не говорил о своей Родине, Отчизне – “Свинья”, как прежде, а: “Счастливую и великую родину любить не велика вещь. Мы её должны любить, именно когда она слаба, мала, унижена, наконец глупа, наконец, даже порочна. Именно, именно когда наша “мать” пьяна, лежит и вся запуталась в грехе, – мы и не должны отходить от неё… Но и это ещё не последнее: когда она наконец умрёт и, обглоданная евреями, будет являть одни кости – тот будет “русским”, кто будет плакать около этого слова, никому ненужного и всеми покинутого”. – Сказано трогательно, верно, сильно и необычайно актуально сегодня в России со времен начала горбачевской “перестройки” и во время правления В. Путина и Д. Медведева.

В это время ещё длился процесс (уже более 2-х лет) по делу Бейлиса. В связи с переломом мировоззрения летом 1913 года Розанов по-другому посмотрел на это дело. Теперь то, что раньше было для него научным открытием и восхищением, теперь вызвало у него возмущение, – и образовалась седьмая трещина. В. Розанов переосмыслил свой труд “Обонятельное и осязательное отношение евреев к крови” и повернул его в другую сторону, – евреи ужаснулись, такого научного труда против них в истории человечества ещё не было. До сих пор Я. Рабинович из Израиля попрекает А. Солженицына, что он использовал в своём исследовании этот труд Розанова.

В октябре 1913 г. В. Розанов написал несколько статей по “делу Бейлиса”, но их никто не рискнул печатать. В своих дневниковых записях Розанов отметил:

Похоже, – история с непечатанием статей была неслучайной, ибо ещё 2 октября Розанов сделал такую запись:

М. М. Спасовский был в тот период редактором студенческого журнала и в своих мемуарах отмечал:

В. Розанов бегал между различными редакциями, а все за ним наблюдали. Наконец его статьи согласилась печатать “татарская” газета “Земщина”, кроме статей В. Розанову в 1914 году удалось издать несколько антисемитских брошюр: “Европа и евреи”, “В соседстве Содома”, “Ангел Иеговы у евреев”. “Для меня – Андрей Ющинский есть мученик христианский. И пусть дети наши молятся о нём, как о замученном праведнике”, – писал в статье Розанов. А в дневнике сделал следующую запись:

Такого его бывшие друзья и меценаты простить не могли. Лучше бы он не был другом и юдофилом долгие годы… Судя по следующим записям Розанова, – враждебное противостояние нарастало: “Еврей и без таланта, но уже все “свои” ждут от него таланта, он и без чести – но все “свои” защищают его честь. И пока он не уголовный преступник”, – объяснял Розанов – “свои” проталкивают его на престижные должности и во власть”. Все свои эмоции Розанов изливал в своих записях:

Последнее было не совсем оригинальным, ибо ещё древний философ Плиний заметил:

В этих мрачных и безысходных размышлениях Розанов видел только один выход: “Одна против евреев надежда – Царь. Оттого-то “вытолкнуть из России” Царя, подорвать у русских авторитет Царя, поднять восстание на него – их лозунг”.

“Прогрессивное общество” не могло это оставить без внимания и оргвыводов, – и Гиппиус и её второй муж Д. В. Философов в январе 1914 года поставили вопрос об исключении Розанова из РелигиозноФилософского общества (далее – “Общество..”) с мягкой формулировкой – за “несовместимость с общественной порядочностью”. В “Обществе…” разгорелась жаркая дискуссия, и обнаружилось немало симпатизирующих Розанову, но было много сторонников свободы высказывания мнений, которые вступились в защиту Розанова. Председатель “Общества…” Философов ранее умилялся Розановым за его строки –

После этого благодарный и восторженный юдофил Д. Философов написал статью по этому поводу. Теперь же Философов долго продавливал решение об исключении Розанова, но не смог, и “Общество…” на формулировку выпускника юридического факультета Гейдельбергского университета Философова:

Страсти по поводу Розанова были нешуточные, а фундаментальные – идеологические. Но Розанов вскоре сам покинул общество. Когда ему прислали приглашение на очередное заседание общества, в котором указывалось, что на повестке дня в ряду других вопросов стоит вопрос о принятии в члены С. О. Грузенберга, автора нескольких трудов по философии, то Розанов написал такой ответ:

В. Розанов перепутал Грузенбергов – С. О. с О. О., который был защитником Бейлиса, но вероятно, это уже не имело для него значения. В знак протеста против преследования Розанова – некоторые видные члены покинули “Общество…”, например, – П. Б. Струве и С. А. Аскольдов (Алексеев). Но настоящее преследование и третирование В. Розанова только начиналось.


Назад Оглавление Вперёд

Hosted by uCoz