Внимательно изучая этот очень важный по своим последствиям фрагмент истории России, – раздел Польши между Австрией, Пруссией и Россией, обнаружил оригинальные “маневры” с историческими фактами некоторых современных российских авторов книг и учебников, которые пытаются объяснить смысл оккупации Польши тем, что “мудрая и предусмотрительная” Екатерина решила захватить Польшу страхуясь, защищая Россию от французской революции, создавая якобы защитный буфер, и поэтому в 1793 году произошло это событие – например, учебник для 10 классов по истории России А.Н.Боханова и А.Н.Сахарова (2006 г.).
Эти авторы специально “забывают” указать, что первый раздел Польши произошел в 1772 году – почти за 16 лет до первых революционных действий во Франции. Для чего эти сокрытия-ложь – понятно… Следует честно сказать, что три державы, повязанные родственными и национальными связями, сговорились и в сугубо корыстных целях решили разделить Польшу. Другие наши авторы утверждают “классическое”: несли цивилизационный прогресс и пользу “братским” народам и… поэтому вскоре закрыли старейшие в Европе польские университеты, да и многие гимназии.
Третьи наши авторы озвучивают “самый” веский аргумент: “Россия вернула в свои пределы старорусские земли” или – “Земли, которые когда-то принадлежали Руси, воссоединились в составе Российской империи”. При этом эти авторы “забываю” упомянуть, когда это было с некоторыми из этих земель, а было это – до 10 века; если исходить из этого критерия, то необходимо перекроить всю географическую карту и оставить Россию в рамках территории между Киевом и Старой Ладогой, а всё остальное, включая всю Сибирь и Урал отдать коренным народам… Это тот случай, когда совершенно необоснованный русский национализм, шовинизм “не дружит” с здравым умом.
Кстати, знаменитый Муравьёв и Великие князья Романовы восседали в Варшаве 150 лет, до 1917 года… – когда это Варшава была российским городом и российской территорией?
В Ираке коалиция западных стран в 21 веке захватила Ирак – чтобы захватить нефть, а смысл захвата Польши той коалицией не поддается даже рациональным объяснениям.
Первый раздел Польши состоялся в 1772 году, второй – в 1793 г., третий и последний в 1795 году. В результате этого вместе с польскими землями и поляками российское правительство получило примерно миллион евреев и более десятка освободительных восстаний поляков.
В этой ситуации возникли две проблемы. Во-первых, возникал вопрос – какая от этого выгода России и русскому народу? Мало было в России земель? И необходимо было ещё захватить земли Польши? Польша была заклятым врагом, которого необходимо было победить, завоевать и нейтрализовать? – Нет, после подписания “вечного мира” в 1686 году Польша ни разу не нападала на Россию, наоборот – была союзником в войнах. Захватывая Польшу, было понятно, что не просто гордые, а – гоноровые поляки с оккупацией не согласятся и будут отчаянно сопротивляться, что и показало полтора десятка польских освободительных восстаний до конца 19 века и немало польских студентов, террористов-бомбистов со “святой целью” покушавшихся на российских царей.
Пётр Первый участвовал в нескольких войнах, в которых поляки были у него в союзниках, и относился к ним как к соседнему славянскому народу. Он прекрасно видел и понимал, что натворила в Польше демократия и её носители. Пётр контролировал в Польше ситуацию, влияя на выборы короля. Его войска маршировали по польским городам, и он в любой момент мог захватить Польшу, ослабленную ещё и длительной войной со шведами. Но он этого не делал, хотя и имел моральное право вспомнить захват поляками Москвы и отомстить; Пётр думал об укреплении защиты и безопасности России.
Поляки в течение многих столетий успешно воевали с немцами, начиная с Германика и рыцарей различных орденов – то за выход к морю, то за спорные земли, то защищаясь. Теперь немка Фредерика – Екатерина, вместе с захватом власти в России получила большую военную силу, которой и решила воспользоваться против поляков. Это как раз была одна из тех тщеславных бездумных имперских политических акций в самом худшем понимании. Минусы и ущерб был очевиден, а пользы – никакой. Причём доля самих поляков в своей трагедии: как в ослаблении своего государства беспредельной демократией, так и в окончательном решении была велика. Например, польский сейм – конкретно “Гродненский сейм” 1793 года при условии сохранения шляхетских вольностей проголосовал за раздел Польши. Это было предательство элитой своего народа, а польских Мининых и Пожарских в то время в польском народе не оказалось.
Через два года польский народ понял всю произошедшую трагедию и взбунтовался под руководством Тадеуша Костюшко. Причем восстание вспыхнуло на австрийской территории – в Кракове, а для его подавления прибыла русская армия – войска во главе с Суворовым, которая умудрилась вначале потерпеть серьёзное поражение от польского ополчения.
Результат всего этого – многие десятки тысяч погибших русских солдат в борьбе с польским народом, ещё больше погибших поляков; другие негативные последствия даже сейчас трудно оценить, ибо они продолжают развиваться и сегодня. Весь последующий XIX век Россия выглядела в глазах европейской общественности из-за этой оккупацион– ной акции агрессором и жандармом Европы. Только за одно это Россию пинали и поносили в Европе и Америке все, кому не лень, в том числе Маркс и Энгельс. Александр Пушкин им советовал:
…Оставьте: это спор славян между собою,
Домашний, старый спор, уж взвешенный судьбою,
Вопрос, которого не разрешите вы.
Уже давно между собою
Враждуют эти племена;
Не раз клонилась под грозою
То их, то наша сторона…
Оставьте нас: вы не читали
Сии кровавые скрижали;
Вам непонятна, вам чужда
Сия семейная вражда…
Уверен, – смысл произошедшего в 1772 году не понимали – ни русские, ни поляки, – только великая “немка” Фредерика-Екатерина.
Напомню – когда и как эта семейная вражда началась. До 16 века эти два славянских народа жили мирно и даже дружно, помогая друг другу – сражаясь плечом к плечу против крестоносцев под Грюнвальдом и Псковом. А когда в 1585 году в результате брака на польский престол взошёл шведский король Зигмунд (Сигизмунд), то он применил старую уловку “разделяй и властвуй” и внёс вражду между христианами – православными и католиками вначале внутри Польши, отдавая предпочтения и преимущества католикам. До этого в Польше люди обоих христианских вероисповеданий жили мирно, и никто на этом не акцентировал внимания.
Исследователь истории И. Лютостанский в своей работе “Талмуд и евреи” (1879 г.) отметил:
“В Польше, при короле Сигизмунде, когда были кровавые гонения на Православие, иудеи тоже прилагали все старания, чтобы исполнить закон Талмуда и его враждебные относительно христиан повеления. “Те храмы, прихожане которых никаким насилием не могли быть обращены в унию, отданы были в аренду евреям; ключи храмов и колоколен перешли в еврейские корчмы… Приходилось платить до пяти талеров за каждую литургию, то же самое за крещение или погребение” (цитата из “Истории русской церкви” Филарета).
А когда православные в Польше были унижены и подавлены, эта тенденция вышла за границу Польши и пошла в сторону России. Явно рукой шведа Зигмунда двигали интересы бурно развивающейся в тот период Европы и болезненно-ущемлённого Ватикана, который жаждал компенсации и побед после проигранной истории с Лютером и потери части Европы. И вместо очередного крестового похода догадались стравить между собой славянские народы, направив один против другого. В первом случае мы наблюдаем “выдающуюся роль” шведа Сигизмунда во вражде русских и поляков, а в рассматриваемом – “выдающуюся роль” немки Фредерики-Екатерины.
В “смутное время” начала 17 века поляки оккупировали Россию на короткий срок, но после этого негативное отношение русских к полякам сохранялось несколько веков.
А затем после 150-летней оккупации Россией Польши, после более десятка потопленных в крови русскими солдатами польских освободительных восстаний у поляков выработалась негативная родовая память по отно– шению к русским. Для поляков наш великий Суворов – это кровавейший палач, казнивший многие тысячи поляков, а Сибирь – это место ссылки нескольких сотен тысяч поляков. “Присоединение Польши, древнего самобытного государства, к России надо уже признать ошибкой, которая принесла в дальнейшем России тяжелые политические последствия…” – отметил в своём исследовании в далёкой Аргентине Б. Башилов
Акция Фредерики-Екатерины по захвату Польши была, бесспорно, ошибкой. В необъятной России и так было огромное количество неосвоенных земель. Зачем были нужны ещё эти? Польша была больна своей “демократической” болезнью и плюс к этому заражена извне. Россия, заглотив Польшу, “естественно” заразилась её болезнями, теперь это были уже российские болезни-проблемы, причём хронические, за упорным развитием которых в российском организме мы будем наблюдать внимательно в последующих главах.
И эта трагическая история “семейной вражды” дошла до 20-го века, в котором, благодаря “подвигам” с обеих сторон, ещё более усилилась, дошла до 21 века, и сегодня опять её мастерски используют “добро– желательные” политики Запада, подогревая старые болевые точки, противопоставляя два соседних славянских народа, и решают свои “национальные” интересы… А им на радость с российской стороны раздаются высокопарные бездумные речи “имперцев” развалившегося СССР, которые вместо того, чтобы думать, как сохранить от развала Россию и как возродить Россию процветающей, вальяжно высокомерно “мудрствуют”…
Поэтому чтобы этот козырь западных умников убрать, необходимо хотя бы раз теоретически разобраться в этом историческом моменте.
Наши “имперцы” упорно твердят о гуманной русской имперской политике XIX века и её благотворном влиянии на развитие подданных народов и старательно избегают оглашения возмутительных фактов запрещения польского языка на польской территории, о русификации якобы не польского населения, а исключительно белорусского; молчат, надеясь на безграмотность окружающих, о массовом закрытии польских университетов и школ, о физическом уничтожении русской регулярной армией сотен тысяч участников многочисленных польских освободительных восстаний – всего около полутора миллионов поляков.
А когда вопрос земельных претензий отпадал, тогда возникали весьма оригинальные объяснения политической целесообразности и славянской любви. А. А. Башмаков (1858–1943 г.):
“Нельзя понять всей глубины русско-польской драмы без любви. Вот почему мы её не имеем, пока будем исключительно вращаться в тех естественно ощущаемых нами чувствах негодования и недоверия, которые грешный перед нашей государственностью поляк возбуждает в русском обществе своими глубоко-захватывающими действиями, клонящимися к постепенному внутреннему расшатыванию нашей Империи, так сказать мирными средствами. Тем не менее,… хочу сосредоточить ваше внимание; я разумею чувство племенной любви.
Поверьте, что между народами психология таинственной любви та же самая, как в отдельном человеке…
Нам, русским, этот мир понятнее и ближе, нежели полякам, потому именно, что мы – победители, мы лишили их когда-то славной их государственности, мы их втянули в мирное шествие нашего “двуглавого орла”, которому они верить не хотят, вспоминая со вздохом свой “белый орёл”…
Дать полякам то, к чему естественно стремится их народный гений, именно самостоятельную государственность, – мы не можем, каковы бы ни были те братские (славянские) чувства…
А эта невозможность основана на понимании тех исторических причин, которые породили польский вопрос… 1) поглощение Россиею Польши было неизбежной необходимостью для устояния обоих народов (русских и поляков) перед пожирающей волной германизма; 2) присоединение Польши было в 18 столетии необходимою ступенью для достижения Россиею возможности бороться с Турцией и для решения восточного вопроса.
Ясно, что всякое непосредственное призвание в наши дни силы народовластия, при участии польских голосов, к переделке установившегося здесь равновесия будет равносильно непосредственному стремлению к уничтожению одного из коренных устоев Русской Империи” (“Народовластие и Государева Воля”, 1908 г.).
А вот объяснения современных псевдопатриотов (XXI век) – Михаил Муравьёв: “После разделов поляки восставали, но это было восстание шляхты за господство над крепостными” – выглядят слишком натянуто-лживым чтобы выглядеть даже смешным.
Второй вариант объяснения М. Муравьёва не лучше первого: “в русском самосознании до сих пор существует комплекс вины за усмирение польских восстаний… В советскую эпоху, учитывая, что Польша была социалистической страной, официальная наука практически умалчивала о самих польских мятежах. Но стесняться нам, русским, нечего. Все польские восстания против России были национально-захватническими”. – Оригинальность на грани безумия или сверхнаглой лжи.
У современников с обеих сторон не должно быть никакого комплекса вины, никакого комплекса обиды – холодный объективный исторический анализ, обсудили: белое признали белым, а чёрное черным, и забыли, – совместное лучшее будущее соседей должно быть разумной прерогативой над прошлым, пусть даже трагическим. Но благодаря старательным “обелителям” истории и сторонникам полезности имперских захватов для чужих народов – два соседних славянских народа будут ещё долго смотреть друг на друга враждебно на радость врагам России.
Но всегда есть надежда, что здравый разум с обеих сторон победит горячие гордые национальные эмоции и в поляке и в русском.
Вернёмся к главному персонажу этого конфликта – к “великой” Екатерине и понаблюдаем за другими последствиями для России её “великой” политики.