ГЛАВА ШЕСТНАДЦАТАЯ. Николай I и нерешенный вопрос

Когда Николай I возглавил Россию, был период “перехода некото– рых евреев в религию победителей”, описанный выше. А какое у Нико– лая было отношение к евреям? Как жилось при Николае I выселенным в наказание из Белоруссии в Москву, Петербург и другие русские города евреям? Как жилось новым “христианам”, к которым в столицу стали активно подтягиваться многочисленная родня и земляки-соплеменники, которые не спешили принимать православие и даже об этом не вспоминали?

Евреи запросто меняли свои немецкие и польские фамилии и имена на русские, вели себя по-прежнему дружно, сплочённо, целенаправленно, общались только между собой и с начальством, а с другими только по необходимости и по работе. В общем, – всё происходило так же как и много раз в течение трёх тысяч лет до этого.

Эйфория российских властей по поводу “охристианивания” евреев уже прошла. Более того, оказалось, что реально идёт обратный процесс – переход православных в иудейскую веру. Министр внутренних дел докладывал Николаю о “широком распространении ереси жидовствующих”, были отмечены случаи перехода из православия в иудейство в Воронежской области, и в других областях российского государства стали возникать секты субботников, этот процесс мы уже наблюдали раньше. И тогда император, вероятно, впервые внимательно взглянул на своих граждан – евреев; увидел, что живётся им хорошо, и они даже распространяют свою религию среди православных.

Вначале Николай назначил трёхлетний срок окончательного выселения евреев из деревень.

При этом он обнаружил непорядок – у евреев была привилегия по сравнению с другими российскими гражданами, которые живут хуже их – евреев не призывают в армию. И раздраженный этой несправедливостью Николай I распорядился подготовить закон о призыве евреев мужского пола в российскую армию, то есть, уравнял евреев с другими гражданами России в призыве на военную службу. А в солдаты тогда брали на 25 лет… Но исполнение императорского распоряжения вдруг непонятно “почему-то” замедлилось и затянулось на непонятный срок.

Раздосадованный этим саботажем, Николай приказал в кратчайший срок предоставить ему по этому вопросу доклад. Но… доклад так и не дошёл до Николая, этот удивительно дерзкий эпизод по Ю. Гессену “вряд ли произошёл без участия кагала”. Евреи по-прежнему занимали активную позицию и лоббировали свои интересы – в данном случае всячески тормозили реализацию царского распоряжения. Наконец, так и не дождавшись выхода закона, разгневанный Николай I в 1827 году ввёл рекрутчину своим царским указом. Российский император живо интересовался техническими новшествами и не хотел, чтобы Россия отставала в развитии техники и промышленности. И с этой целью в 1829 году организовал “Всероссийскую мануфактурную выставку”.

Но сосредоточению на экономике и развитии мешали “имперские проблемы” – в ноябре 1830 г. вспыхнуло восстание польской армии в Варшаве, поляки очередной раз желали суверенитета и независимости. Боевые действия регулярной русской армии по усмирению поляков длились почти год. Тема призыва в армию активизировалась, но не все хотели идти под пули и сабли кавказцев или поляков.

А почему? – Не мой царь и не моё Отечество?..

А что уж говорить об эмоциях более радикально настроенной части евреев. Теперь уверенно можно утверждать, что и император Николай I был антисемитом.

Вскоре случилась и ещё одна страшная вещь для евреев – на них стала распространяться и служба кантонистов, когда в военизированные учебные заведения школы-кантоны брали мальчиков с 12 лет, военизированные интернаты, аналоги суворовских училищ.

Семён Резник уверен, что российский император осуществлял не принцип справедливости, а преследовал более коварные цели:

А что плохого в ассимиляции? Современные евреи сказали бы, что Николай I хотел, чтобы евреи были более толерантны к русским и к российскому правительству. И в этом случае нет проявления расовой ненависти со стороны российского императора, ибо Семён Резник из США о введённой воинской повинности не говорит иначе как об “одном из самых диких проявлений религиозной и племенной ненависти в России, причём прямо организованном властью”.

Евреи всячески пытались уклониться от воинской повинности: прятались, изменяли несколько раз фамилии, “болели”, и как отметил С. М. Дубнов:

Исследователь истории из Израиля и единомышленник С. Резника – Я. Рабинович в своей книге пытается представить знаменитого русского писателя Н. С. Лескова как своего идеологического “однополчанина”, совершенно “забыв”, что именно Н. С. Лесков написал юмористическое произведение “Жидовская кувырккалегия” о нежелании евреев служить в российской армии, получилось, что и Н. С. Лесков – антисемит.

Сам Семён Маркович Дубнов признался, что в начале “закосил” со зрением, но не прошло, и избежать воинского призыва помог самый надёжный метод – взятка, подкуп. В общем, в вопросе воинского призыва те времена удивительно напоминают сегодняшние, правда, тогда не было организаций, которые поставили за деньги процесс уклонения от воинской службы на поток.

Русские власти в ответ принимали контрмеры. По свидетельству С. М. Дубнова – они устраивали облавы на базарах, в еврейских кварталах, налагали большие денежные штрафы на еврейские семьи.

Но когда к еврейским сообществам – кагалам отнеслись как целостным национальным общественным организациям и на них возложили ответственность за поставку рекрутов, соответственно и с них стали взимать большие денежные штрафы за непоставку рекрутов, то еврейские старейшины ввели систему “охотников” (причём еврейских) за призывниками.

То есть, от конкретного еврейского сообщества требовалось определённое количество призывников и не меньше. Эту задачу различными способами, порой очень жестокими, исполняли еврейские “охотники”, которых называли – “хаперами”, “хапунами” или “ловчиками”. Они часто хватали парней из более бедных еврейских семей, чтобы оградить от призыва детей из богатых семей, которые от них откупались.

Вот именно, а современные еврейские идеологи всю жестокость своих еврейских хаперов пытаются упорно переложить на российскую власть, обвинить российскую власть.

В 1831 году народ в столице взбунтовался по случаю эпидемии холеры и шумно собрался на Сенной площади. Приехавший Николай Первый своей харизмой и пламенной речью заставил пасть всех на колени. И “всем миром” переживали тяжелые времена, и, слава Богу – пережили.

Николай Первый провел большую работу по совершенствованию законодательства, и к этой работе привлек уже к этому времени успокоившегося старого любителя законотворчества М. Сперанского, который с группой помощников к 1830 году систематизировал и собрал 30 тысяч законов в “Полном собрании законов Российской федерации”. В этот период выходили и новые законы.

Еврейские бороды и пейсы стали привычной деталью на улицах российских городов. Внешний облик Петербурга и Москвы изменился – евреи вели себя уверенно, открывали многочисленные торговые лавки и ссудные конторы; они ходили в своих национальных одеждах – в длинных чёрных кафтанах и открыто исповедовали свою национальную религию. О переходе в христианство никто уже не подумывал. В российском обществе стали роптать и возмущаться, пошли опять разговоры о защитных мерах и ограничениях. Отражением этих настроений был указ Николая I в 1835 г., который ограничивал некоторые гражданские права евреев. В частности, в нём содержалось требование о соответствии внешнего вида граждан к общепринятому в стране, то есть евреи должны были спрятать пейсы, носить соответствующую одежду и демонстрировать уважение к государственной религии.

К этой же теме можно отнести и циркуляр министра образования С. С. Уварова в 1834 году о необходимости обучения в школах и уни– верситетах в духе православия, самодержавия и народности.

Общество получило некое удовлетворение. Но, забегая немного вперёд, стоит отметить, что через несколько лет всё забылось, указ не выполнялся, всё вернулось на круги своя – власти и общество опять стали обсуждать национальные признаки во внешнем облике, и опять пришлось издавать новый указ. В 1835 г. вышло ещё одно Положение о евреях, в котором вводился запрет брать в аренду или в управление населённые помещичьи земли. Это же Положение стимулировало евреев вкладывать деньги в промышленность. Тем более, что в 1836 году Николай I раньше других европейских государств принял в России закон об акционерных обществах – “Положение о компаниях на акциях”.

И в короткий срок возникло 20 крупных акционерных компаний, в создании которых приняли активное участие еврейские ростовщики, и стали вкладывать деньги в первую очередь в строительство сахарных заводов и железных дорог. Вскоре выросли такие “сахарные короли”, как братья Бродские.

В 1834 году Николай Первый открыл университет в Киеве, а Поло– жением от 1835 года выселил евреев из Киева, однако затем разрешил “срочное пребывание в городе”.

Стоит обратить внимание, что в этот период – 30-е годы XIX века, в России резко увеличилось количество евреев, ибо пошёл большой поток евреев из бывших польских территорий. Что случилось? Там стало тяжело и опасно жить. Дело в том, что эта территория стала ареной военных действий – поляки подняли ряд крупных вооружённых освободительных восстаний (1830–1831 гг.).

В этот период очередная революция произошла во Франции. В связи с этими событиями, с одной стороны, Николай сделал подачку крестьянам – немного облегчил их рабство – ввёл запрет на разлучение членов крестьянских семей при их продажах на ярмарках и аукционах.

С другой стороны, встревоженный Николай I заключил в 1833 году “Священный союз” на случай революций о взаимопомощи с императором Австрии и королём Пруссии.

Затем вторую половину 30-х годов и вначале 40-х Николай I много внимания уделил “крестьянскому вопросу”. Вообще-то на социальные проблемы Николай I обращал внимание давно – ещё в 1816 году, будучи великим князем по приказу Александра I он посетил в Англии Оуэна и познакомился с его социальными новшествами. Тогда Николай Павлович произвел большое впечатление на Роберта Оуэна, который о нем сказал: “Этот юноша рожден повелевать”. Этот опыт мало пригодился Николаю I, ибо в России необходимо было реформировать крестьянство, и российский император начал реформы с государственных крестьян.

В 1842 году Николай I издал важный закон о крестьянах, который позволял земледельцам ликвидировать крепостные отношения, и позволял освобожденным крестьянам (“обязанным”) покупать землю, и запрещал разлучать крестьян от семей и их продавать. Это была запоздалая полумера, но важная. Николай I был сторонником постепенных шагов.

В 1842 году Николай I издал важный закон о крестьянах, который позволял земледельцам ликвидировать крепостные отношения, и позволял освобожденным крестьянам (“обязанным”) покупать землю, и запрещал разлучать крестьян от семей и их продавать. Это была сильно запоздалая но важная полумера. Николай I был сторонником постепенных шагов.

В 1843 г. Николай I рьяно взялся бороться с приграничной контрабандой. В связи с этим распорядился выселить всех поголовно евреев из 50-вёрстной приграничной территории на границе с Австрией и Пруссией, несмотря на то, что, как указывает Ю. Гессен, “в некоторых пограничных таможнях торгующее купечество почти сплошь состояло из евреев”.

Переселенцам при этом предлагалась материальная компенсация– помощь и освобождение от налогов на 5 лет. Но вскоре, как указывает КЕЭ, “правительство Николая Первого перестало настаивать на выселении евреев из 50-вёрстной приграничной полосы, и часть из них смогла остаться на прежних местах”. Почему это произошло? Потому, что пока шёл процесс переселения, в европейских странах по этому поводу поднялся большой шум. Странно, такое впечатление, что под шумок ущемления прав евреев старались легализовать в России контрабанду. Похоже, поток контрабанды был настолько велик, что его остановка сразу сказалась на экономике многих европейских стран. По этому поводу Солженицын замечает:

Исследователи истории почему-то не обращают внимание на то, что к этому периоду в Европе произошли очень важные перемены, и статус евреев сильно изменился. Без понимания этих процессов иногда трудно правильно объяснить происходящие в России события. Этим переменам в Европе в следующей книге будет посвящена отдельная глава. Вернёмся в Россию.

Не получилось у Николая I выселить евреев из пограничной зоны за контрабанду, тогда он в 1844 году очень энергично взялся за выселение евреев из деревень. Эту очередную попытку еврейский историк Ю. Гессен прокомментировал так:

Действительно, как мы уже наблюдали – выселением евреев из деревень на протяжении 80 лет занимались четыре российских императора, а евреи всё равно там оставались или через некоторое время опять туда возвращались.

На этом император не остановился и решил одним действием решить ещё две проблемы. Так как евреи по-прежнему уклонялись от уплаты налогов, и накопительная недоплата налогов еврейскими общинами по тем временам составила огромную сумму – свыше 8 миллионов рублей, то император распорядился за каждые две тысячи рублей новых недоплат – забирать в армию ещё “по одному взрослому рекруту”. Это был удар по больному месту, и евреи в России, возможно, пожалели, что их европейские собратья так шумно вступились за них в вопросе контрабанды.

И на этом Николай I в 1844 г. не остановился. Он решил изменить структуру еврейского сообщества и, соответственно, убрать такое старое промежуточное и самостоятельное звено управления, как кагальное руководство, которое, по убеждению императора, вело самостоятельную антигосударственную политику, дурно влияло на многомиллионное еврейское население и мешало ему управлять евреями и воздействовать на них. Николай I упразднил существовавшие многие века кагалы и их функции передал городским властям – управам и ратушам.

Это совсем не означало, как утверждает наш “славный” современный историк Г. Костырченко, что после этого революционного постановления еврейские лидеры потеряли своё значение и “ушли на пенсию”, а евреи пошли со своими проблемами и спорами в городские управы. Всё осталось по-прежнему. Только то, что раньше было легально, стало нелегально и не афишировалось.

Кто из евреев болтал лишнее о внутренней жизни кагала – подвергался строгим наказаниям, вплоть до изгнания и проклятия, становился изгоем. А кто был не согласен с решением старейшин и вынесенным наказанием и дерзали оспорить во вне, в гражданском суде, то по свидетельству известного еврейского общественного деятеля Гиллера Маркевича: “Буде же кто… находил способ из тюрьмы… писать высшему правительству, того уже посредством служителей отправляли без дальних околичностей на тот свет” (С).

В новой ситуации – вынужденная конспиративность лидеров объективно добавила значимой революционности, оппозиционности еврейской общине. Фактически – система управления еврейским сообществом религиозными и общественными авторитетами не менялась принципиально тысячелетиями, менялись только её формы – до 40-х годов XIX века была одна форма, до 30-х годов XX века – другая, современная выглядит иначе.

Вернёмся к событиям истории и к настойчивому и упорному императору Николаю I, который и на этом своём кардинальном решении не остановился и продолжал “строить” евреев. Такое впечатление, что он весь 1844 год уделил еврейской проблематике, и пытался окончательно решить “переходную” проблему, доставшуюся ему по наследству от брата, отца и бабушки.

Вероятно, правильно понимая, что реформа кагальной системы не даст большого эффекта и, не желая дать евреям свободу покинуть страну (а они и сами этого не хотели), император решил поступить ещё более глобально – постараться изменить сознание, менталитет евреев. Поскольку сознание взрослых и старых людей изменить почти невозможно, то Николай I решил взяться за молодые поколения, за их образование.

Венценосный изверг приказал обучать их (евреев) русской грамоте”, – прокомментировал школьную реформу 1844 г. Николая I известный террорист-большевик Дейч (С).

Как мы уже знаем, император Александр Первый в 1804 году дал евреям равные права в деле образования. И это была ошибка не в ре– шении, а в надеждах. С одной стороны, русские ошибочно считали евреев неким тёмным необразованным народом, недостаточно цивилизованным, – они держаться особо в стороне с некими странными архаичными религиозными предрассудками. Казалось бы – вот они пойдут в нормальные учебные заведения и станут образованными, цивилизованными, откроются, раскроются, смешаются, объединяться (так вероятно думал вначале и египетский фараон правивший более тысячи лет назад до нашей эры).

С другой стороны, – российские власти предполагали через русские школы, русских учителей проводить частично ассимиляцию и русификацию евреев. Поэтому, как мы уже наблюдали, русские как дети радовались переходу первых евреев в православие. На самом деле надежды российского руководства были иллюзорными. Евреи в русские школы не пошли.

Русские ошиблись, потому что плохо изучили евреев и не знали, что у них уже давно организована прекрасная, иерархичная система обязательного поголовного обучения молодёжи. С семи лет еврейского мальчика в малой учебной группе еврейские учителя знакомили детально с историей, с теологией, обучали математике, нескольким языкам, искусству дискуссии и ещё многому полезному. При этом была необычайная строгость учителей (ребе) и родителей к ученикам – “пощёчина со щепоткой табаку летит мне прямо в лицо как заслуженная кара за невнимательность”, – вспоминал свое обучение С. М. Дубнов. То есть, даже нерадивым (и “свободолюбивым”) ученикам давали принудительное многостороннее образование, в котором воедино были соединены наука и религия. Поэтому почти все еврейские молодые люди уже

в возрасте 12-14 лет намного превосходили в своём интеллектуальном развитии даже тех своих сверстников неевреев, которые могли в то время приобщится к образованию. Вот что вспоминает С. М. Дубнов, когда, пройдя еврейскую систему обучения, попал в русскую школу не к своим сверстникам, а в старшую группу:

Естественно, он ушёл из этого училища, а другие евреи, понимая бесполезность такой учёбы, даже туда и не входили. Но на всякий случай еврейские идеологи страховались и делали всё, чтобы еврейские дети не ходили в русские школы и не теряли свою аутентичность. Чтобы наш современный оппонент из Израиля Я. Рабинович не упрекал меня за неуважение к трудам Шимона Дубнова, я опять воспользуюсь свидетельствами Дубнова, который вспоминает выступление одного патриота-идеолога перед евреями в синагоге против русского просвещения:

Как видим, всё это было серьёзно и эффективно.

Ситуация была смешной – русские пытались учить и просвещать евреев, которые сами считали русских варварами и язычниками. Вот на эту тему соответствующее воспоминание С. М. Дубнова, когда был большой пожар в его родном городе:

В общем, многое ясно. Евреи считали себя по сравнению с русскими (и другими славянами) другой, более высокой цивилизацией. И соответственно этому понятию и факту поступали. С. М. Дубнов вспоминает, что он, будучи уже взрослым, в конце XIX века, решил пародировать своего знаменитого земляка – философа Спинозу и немного размяться физическим трудом, попытался распилить досочку во дворе своего дома. И когда он эту досочку пилил, то в городке по этому поводу разразился скандал, к нему отнеслись как к выкресту, идиоту в худшем смысле этого слова, его осудили, а один еврей подошёл к нему и укорил:

То есть заниматься физическим трудом для евреев было унизительно и оскорбительно. Они себя позиционировали так высоко и настолько выше всех, что в их понимании им подходил исключительно умственный труд, а физическим должны были заниматься аборигены, туземцы и варвары.

Забегая немного вперёд, можно отметить, что на этой почве случился немаловажный казус – когда в середине XIX века евреи сделали первую попытку за деньги Ротшильдов заселить Палестину, то ничего из этой затеи не получилось. Несколько лет безрезультатно помаялись и разъехались обратно по разным странам, потому что физическую работу некому было делать, не умели, особенно не умели заниматься сельским хозяйством. Из-за этого чистого еврейского государства не получалось, ибо на физический труд пришлось приглашать огромное количество арабов. Только в начале XX века ортодоксы частично решили эту проблему, ломая психику своих соплеменников.

В рассматриваемый нами исторический период российскому императору и его окружению многое было непонятно. А именно – почему евреи избегают просвещения и не идут в русские учебные заведения. Хотя уже стало привычным явлением в России, что молодые евреи по дороге в университет не посещают русские училища и гимназии, но сдают в них выпускные экзамены для диплома экстерном и идут дальше. Система экстернов стала со временем настолько повальной в России среди евреев, что российское руководство было вынуждено издать специальный указ по этому поводу.

Российский император пошёл по другому пути – раз евреи не идут в русские школы, ведут себя обособленно, стесняются сидеть вместе с русскими за одной партой – значит надо пойти им навстречу, уважить их национальную специфику и, – построить для них специальные еврейские школы и их туда пригласить. И Николай I вместе с министром просвещения Уваровым стал открывать казённые начальные еврейские школы и раввинские училища.

На этот раз граф Уваров решил осуществить мероприятие более утонченно, по-европейски и максимально гибко. Для организации но– вой системы обучения он пригласил из Европы просвещённого еврея Макса Лилиенталя, который был последователем известного еврейского общественного деятеля и реформатора Моисея Мендельсона (1729–1786 гг.) – инициатора движения “гаскалы” – просвещения.

В связи с этим стоит отметить важную вещь – Моисей Мендельсон предлагал еврейскому народу ничего по сути не менять, но поменять внешнюю форму, чтобы она не раздражала другие народы. Другими словами, он предлагал максимально приспособиться к окружающей человеческой среде, лучше замаскироваться и быть похожим не на еврея в Германии, а на немца иудейского исповедания, не на еврея в Польше – а на поляка, не на еврея в России – а на русского иудейского исповедания. Ведь, например, евреи для достижения этой цели легко брали себе двойные (а то и тройные) имена и фамилии сообразно народа и государства, в котором собирались жить. В России они всегда выбирали красивые фамилии – Цветков, Белов, Белых, Беленький, Черный и т.п. и даже фамилии знаменитых русских деятелей, например, в наше время многие россияне – когда видят в многочисленных телепередачах на российском телевидении еврейского политтехнолога “таранного типа” Владимира Соловьёва, то “автоматически” его ассоциируют с известным русским историков С. М. Соловьёвым или с его сыном – знаменитым философом Владимиром Соловьёвым…

Интересно, что в те времена в Европе, да позже и в России, – это предложение Мендельсона встретили агрессивно, “в штыки”, а к нему самому отнеслись как к предателю – выкресту. Однако (!). Через некоторое время, поняв всю ценность его предложения – все евреи в Европе, Америке, России (и т.д.) – воспользовались его советом. И с середины XVIII века – до сегодняшнего дня мы имеем именно эту ситуацию. Не подвергли себя изменениям только ортодоксальные еврейские священники, которых мы можем наблюдать и в наши времена. Эти изменения имели, конечно, для евреев полезные последствия, а другие народы с трудом могли различить среди горожан евреев, этот аспект имеет и имел немаловажное значение, например – в трагических событиях 1917 года…

Мудрый граф С. С. Уваров присвоил последователю Мендельсона – Максу Лилиенталю высокий официальный государственный чин и поручил создать и возглавить задуманную систему образования.

Но и этот умный метод не дал ожидаемого результата. Евреи отнеслись к этой затее, к этим школам за государственный счёт также очень подозрительно и враждебно. Они также считали, что это одна из скрытых форм русификации еврейских детей, лишения их самобыт– ности, отстранения их от религии и традиций своих предков – и упорно игнорировали, саботировали эти школы. И только 1873 году с согласия уже следующего императора эти пустующие учебные заведения закрыли из-за явного саботажа. Прослеживая историческую линию под названием “как русские пытались просветить евреев”, мы немножко ушли вперёд. Поэтому вернёмся назад и проследим дальнейший ход исторических событий. Итак, – новые еврейские школы саботировались. Кроме того, не был выполнен царский указ 1835 года – в российских городах массы евреев ходили в своих национальных одеждах и носили пейсы, ярко подчёркивая свою религиозную и национальную принадлежность. Опять были недовольны не только русские купцы, но и общественность начинала недовольно роптать.

Вероятно, реально понимая всё происходящее и предчувствуя появ– ление нового более строгого царского указа, еврейские лидеры решили действовать на опережение событий и 18 сентября 1846 года написали Николаю I письмо с объяснениями и предложениями. Вот отрывок этого письма:

Каково? Гениально! Можно даже оставить и без комментариев. В этом прошении очередной гений объясняет многое. Во-первых, он констатирует факт, что часть евреев – низший класс, как бы несознательные, вообще питают “закоренелую ненависть” к христианам (это то, о чём утверждал Мартин Лютер). А те – сознательные, которые отно– сятся к христианам благосклонно, не могут перейти в православие из-за жены и наследства, которого их могут лишить родители. Поэтому они, понимая всю ненормальность ситуации, просят царя как-то помочь, – формально подстегнуть процесс перехода, как-то принудить или формально наказать, или обязать, чтобы в результате и жён переубедить, и наследство сохранить. Неуклонно соблюдается святость принципа корысти-выгоды.

Это чистейший метод Фрейда по спусканию пара.

Как вы думаете – как поступил царь? Николай внял прошению мудрых евреев и издал довольно мягкий и формальный указ. Претворив в жизнь этим идею евреев, и спустив в свою очередь пар у общества.

В этом указе по еврейскому вопросу от 1846 года, конечно, не было ссылки на просьбу евреев, оно начиналось следующими словами:

В новом постановлении строго запретили носить национальную одежду, и, вероятно, учитывая неожиданные инициативы евреев – срок службы для еврейских рекрутов сократили с 25 до 10 лет.

Возможно, это был и шаг доброй воли в сторону английской королевы Виктории, которая именно в этом году прислала в Россию к Николаю I сэра Мозеса Монтефиоре со своим рекомендательным письмом.

Ему была поставлена задача добиться “улучшения участи еврейского населения” в России.

Британский еврейский миллионер-банкир Моше (Мозес) Монтефиоре был другом Ротшильда, шерифом Лондона, и был возведён королевой Викторией в рыцарское звание, а затем она пожаловала ему звание баронета.

Что сулил Моше императору Николаю I за помощь в улучшении жизни евреев – история умалчивает, но известно, что на предложение Николая банкиру-миллионеру – самому позаботиться о своих единоверцах и взять их с собой, лучший друг Ротшильда, а соответственно и Ротшильд – не взяли ни одного российского еврея. Интересно уяснить, как предлагал Моше Монтефиоре императору Николаю Первому улучшить жизнь евреев в России – дать льготы в торговле и освободить от воинской службы? Нет, как указывает Ю. Гессен была, озвучена просьба – чтобы “купцам и ремесленникам дозволить поездки во внутренние губернии”, “разрешить услужение христиан (евреям)…”.

Перемены в Европе были настолько велики (их мы рассмотрим в следующей книге), что (!) английская королева лоббировала интересы евреев даже в деталях – например, чтобы им могли служить христиане, в данном случае русские.

Удивительно выглядят и упорные непрекращающиеся старания евреев любыми путями прорваться во внутренние российские губернии, даже с помощью ходатайства английской королевы Виктории…

Фактически мы наблюдаем в лице еврейского сообщества в России серьёзную оппозицию властям. Эта многомиллионная оппозиция не только критически относится к властям и не выполняет императорские указы, но при поддержке европейских монархов старается захватить экономику страны. Разве можно с этой оппозицией сравнить таких оппозиционеров того периода, как Герцен и Белинский… А ведь в сотнях и тысячах учебниках СССР и современной России только именно эти два интеллигента и ещё парочка им подобных фигурируют единственными оппозиционерами этого периода в России.

В этот период опять хлынул в Россию большой поток евреев из Польши. Это опять был результат нескольких вспыхнувших освободительных восстаний поляков: из этой серии восстаний первое началось в 1844 г., затем в 1846 г. (Краковское и Галицийское) и в 1848 г. (Познаньское). В отличие от других “присоединённых” народов поляки почему-то не унимались и рвались на свободу. Российские войска жестоко расправились с любителями национальной свободы, тысячи повстанцев были расстреляны, повешены и отправлены на каторгу. Хлынувший в Россию очередной поток евреев опять возмутил общественное мнение, а восстания поляков спровоцировали активизацию критической позиции русской интеллигенции.

В ответ в 1849 году Николай I издал указ о запрещении ношения всякой национальной одежды, будь то украинской или русской. И в этом же году многих известных русских интеллигентов он затолкал по тюрьмам и каторгам. В конце своей жизни и своего правления Николай I стал очень воинственным.

И хотя он был внешне и по характеру самый “солдафонский” из всех предшествующих императоров его эпохи, но получилось так, что он не участвовал в войнах или славных захватах других народов и территорий. Он участвовал в событиях, начатых не им – в подавлении польских восстаний и в Кавказкой войне, где русские войска чередовали победы с поражениями и никак не могли подчинить себе чеченцев и дагестанцев.

Возможно, отсутствие позитива в этом вопросе и желание оставить после себя память славных побед побудили его к агрессивным действиям – в 1848 году он напал на Дунайские княжества.

А немного позже вмешался во внутренние дела Венгрии и потопил в крови вспыхнувшую там революцию (1848–1849 гг.). После этих “славных” побед Николай I обратил свой взор на внутренние проблемы. Оказалось, задуманная программа просвещения евреев не даёт положительных результатов. Чтобы лучше разобраться в причине неудач в этом вопросе, в 1850 в учебных округах был создан консультативный орган из местных “учёных евреев”, которые по иронии и были главными противниками и руководителями саботажа.

Ещё хуже было положение дел в любимой императорской теме – воинской. Снижение срока службы для евреев на 15 лет (до 10) никак не повлияло на их отношение к воинскому призыву. Это упорное нежелание евреев служить Отечеству особенно раздражало Николая I. Молодые евреи не только, как и раньше, перебегали в другие губернии, скрываясь там в своих сообществах, но теперь всё чаще убегали за границу – в Европу, где, как правило, поступали в престижные университеты.

И Николай в конце 1850 года усилил репрессивные меры в этом вопросе: теперь за каждого уклоняющегося от службы еврея требовалось выделить дополнительно ещё трёх новобранцев сверх нормы. А когда и эта мера не дала ожидаемых результатов, тогда с 1853 года Николай I коварно разрешил еврейским общинам для выполнения нормы рекрутчины сдавать в солдаты не только членов своего территориального сообщества, но и еврея любого другого сообщества.

Таким образом, чтобы оградить от призыва своих евреев, своего сообщества, например данного городка, еврейские хапуны или хаперы хватали заезжих молодых евреев, приписанных к другим местностям, и сдавали их в солдаты. Фактически император этим разрешением внёс сильный раздрай в еврейские сообщества, поссорив их между собой. Новшества императора вызвали особую ненависть евреев к нему и вообще к русской монархии. Эту ненависть евреи не только донесли в полной мере до 1917 года и сверх меры выплеснули её, но, судя по современным печатным работам еврейских авторов, несут до сих пор. Хотя ни один этот автор не может объяснить, почему в вопросе воинской повинности для евреев должны были сделать исключение.

Анализируя исторические исследования еврейских авторов, следует заметить, что тему противостояния в вопросе рекрутчины евреи не лю– бят поднимать, несмотря на длительную остроту этого противостояния и последствия. Потому что данный вопрос плохо вписывается в стерео– типные объяснения агрессивной революционности евреев, их активного участия в террористическом движении против властей в конце XIX и начале XX веков и в государственном перевороте в 1917 г.

В данном случае трудно прокомментировать грубое нарушение евреями закона о воинской службе защитой интересов коренного населения, то есть русских перед царизмом или, что это было всенародное протестное движение, а евреи из-за своей природной активности и образованности шли впереди и во главе этого процесса.

В 1855 году император Николай I умер. И можно подвести итог его правления.

Бесспорно – победил масонов-декабристов. Подавил многочисленные освободительные восстания поляков. “Переломная эпоха, в которую правил Николай Первый, наложила на него неизмеримо тяжелое бремя. Он правил, когда мировое масонство и руководящее им мировое еврейство окончательно утвердили своё господство в Америке и Европе.

Это была эпоха, в которую, по меткому выражению Гоголя: “Диавол выступил уже без маски в мир…”.

Команду управленцев в лице Бенкендорфа и Нессельроде Николай I подобрал крайне ошибочно, в результате чего не уберег А.С.Пушкина и поставил Россию в результате Крымской войны в крайне опасное положение.

За 30 лет своего правления Николай I упорно и методично пытался различными способами вписать евреев в российское общество, но ни одну проблему в этом вопросе, начиная от вопроса контрабанды и до “просвещения”, он не решил. Это уже третий российский император этой эпохи – антисемит, не считая Ивана Грозного, Петра Великого и его наследников.

Наш эмигрант в США профессор К. Зайцев в журнале “Согласие” (№ 44, Лос-Анджелес) писал о Николае Первом:

Маркиз де Кюстин сказал Николая Первому:

При Николае Первом преследование церкви со стороны российских монархов заканчивается, но её чиновничье порабощение, а отсюда и в какой-то мере – духовное порабощение остаётся.

Многим современникам и даже исследователям истории этот император нравился своей понятливостью действий и своеобразной военной красотой, не говоря уже о его мужской красоте, – многие женщины считали его непревзойдённым красавцем. Интересно, что простой русский народ любил его больше всех российских императоров. И многочисленные “мудрые” историки до сих пор удивляются в своём непонимании – почему этот строгий “солдафон на троне” был так сильно любим этим странным русским народом больше всех русских царей. А теперь ещё и о Сталине на этот вопрос мучают свои мозги. Выдающийся мыслитель И. Ильин дал такую оценку Николаю I:

Но русская интеллигенция в своём большинстве не использовала эту возможность.

Роль и эволюцию русской интеллигенции середины и второй половины 19 века мы рассмотрим в следующей книге. В правлении Николая I мы впервые встретили новинку – вмешательство во внутренние дела России и лоббирование еврейских интересов европейского монарха – королевы Англии, в то время мощнейшей морской империи на планете, попавшей в финансовую зависимость от еврейской семьи Ротшильдов. В это же время Маркс и Энгельс стали пропагандировать свою коварную идеологию; кроме того, в 1855 году началась Крымская война – на российской территории Россия воевала с коалиционными войсками европейских стран: Англии, Франции, Турции и Сардинии. Война была инициирована английским руководством в борьбе за мировое лидерство.

Эти важные события и закономерности, с ними связанные, а также цепочку событий, ведущую к Катастрофе 1917 года, рассмотрим в следующей книге.

Надеюсь, книга читателю была интересна, а главное – была познавательной и полезной.


Назад Оглавление Вперёд

Hosted by uCoz