ГЛАВА ТРЕТЬЯ. Опыт просвещенной Европы в еврейском вопросе

Перед тем, как захватить Польшу, российское руководство должно было просчитать две вероятные самые крупные проблемы – это быть готовым к подавлению освободительных восстаний поляков, и просчитать последствия того, что подданными Российской Империи становилось более миллиона евреев, которых до этого момента российские монархи по различным причинам старались не пускать на российскую территорию. Уже через 20 лет после раздела Польши Екатерине пришлось задуматься и решать обнаруженную проблему – как поступать с приобретёнными “попутно” евреями? Оставлять? Выдворять? Разрешить им селиться по всей территории России? Какую внутреннюю политику по отношению к ним выработать? Или вообще забыть об этой теме, ничего не усложнять, как будто проблемы не существует.

Ситуация на присоединённых польских землях оставалась прежней; если помните предыдущую главу о Богдане Хмельницком и о ситуации на Украине, – евреи владели на этих территориях почти 100 % всего – от зерна, спирта и до табака. Фактически с экономической и даже с политической точки зрения Белоруссия, Литва и часть Украины полностью принадлежали евреям и являлись неофициально еврейскими владениями.

Вот как описывает сложившуюся ситуацию на вновь приобретённых Россией землях исследователь еврейской истории и культуры Ольга Соболевская: “ещё со времён средневековья именно они (евреи), составляли большинство населения белорусских городов, занимались исключительно торгово-предпринимательской и финансовой деятельностью”; они “будучи членами закрытых “еврейских обществ” (до 1844 г. – кагалов) сами избегали контактов с иноэтническим окружением” (Сборник Рутмана и Киммеля).

В этот исторический период, в течение 23 лет (1772–1795 гг.) евреи беспрепятственно переселялись в российские города, в том числе в Москву и в Петербург.

Еврейская Энциклопедия указывает (С):

Эта торговля не по правилам в больших масштабах наносила ощути– мый ущерб российским купцам и не могла их не беспокоить и не раздражать. Их обращения по этому поводу к новому руководству России – к императрице Екатерине II (1762–1796 гг.) долгое время оставались безрезультатными. Императрица упорно “не слышала” российских купцов и потворствовала еврейским.

Что же случилось? Почему такое резкое изменение политики после Елизаветы Петровны, Екатерины I, Петра Великого… Почему российское руководство изменило заветам предков?

Вероятнее всего потому, что, во-первых, все перечисленные выше царственные особы не были её предками, и вообще она не была русской, она была немкой. Во-вторых, возможно она чувствовала себя в “варварской” России более цивилизованной, и у неё был свой взгляд на евреев, которые были ограничены в правах во многих европейских государствах.

Если это был “самый просвещенный монарх” в мире, то Екатерина “великая” должна была знать историю взаимоотношений с евреями в Европе и приобретенный опыт совместной жизни, и над ним задуматься. А задуматься было над чем… Хотя бы – почему? – По причине религиозной ксенофобии или по другим причинам из многих стран изгонялись евреи? Рассмотрим эту историю, опыт, довольно подробно, ибо в будущем будем сталкиваться с “еврейским вопросом” много раз.

В 38 году в Александрии, в которую пригласил евреев Александр Македонский, во время небольшой уличной стычки евреи убили двух греков, и греки устроили погром еврейских кварталов.

С тех пор между ними происходили постоянные стычки почти во всех городах. Среди евреев появились тайные убийцы или другим словом – террористы, которых называли сикирии (кинжальщики).

Они внезапно на улице кинжалами убивали греков и евреев, которые с греками общались. Происходила городская партизанская, террористическая война, люди боялись ходить по улицам. (Вот она – история первых террористов). Особенно тяжёлая обстановка была в крупных портовых городах Кесарии и Александрии. После всего этого в 64 году греки устроили погромы богатых еврейских кварталов при молчаливом сочувственном попустительстве римлян.

Евреи организовали оборону, а затем “ответили” – началась большая взаимная резня. Конфликт перекинулся в другие города и втянул римлян. Так началось восстание евреев под предводительством Симона Бар-Гиора против римлян, греков и своих. Великий полководец Александр Македонский не смог предвидеть подобных последствий своих решений.

Забегая вперёд, стоит отметить, что последние жестокие уличные бои евреев с греками произошли в середине XIX века (полтора века назад) в России, за портовую Одессу; итог известен.

Тогда, в римской империи, евреи дошли до жесточайшего свирепства, фанатики не только убивали греков, римлян и других нечистых, в том числе евреев, заподозренных в сочувствии к язычникам, но и сожгли дворцы своего царя Агриппы и его дочери. Богатейший Иерусалим, в котором дороги из богатых еврейских кварталов в храм были устланы дорогими коврами (!), превратился в ад и в результате “чисток” был устлан трупами. Бар-Гиора со своими свирепыми войнами убил даже лучших членов еврейского Синедриона, – первосвященников. Два года (64-66 гг.) продолжалось подобное…

Предводители римлян, занятые борьбой за власть в Риме, не сразу отреагировали. Но в 67 году римляне двинули свои легионы на усмирение восставших, причём с ними был иудейский царь Агриппа. Началась война между римлянами и иудеями, которая длилась несколько лет (67-70 гг.).

В 70 году римляне окончательно победили, полностью разрушили Иерусалим и сожгли главный иудейский храм. В этой войне погибло около миллиона евреев, около сто тысяч евреев римляне пленили, а остальных разогнали по окраинам своей империи. Таким образом произошла пятая национальная Катастрофа в истории еврейского народа (предыдущие смотри – “Лекции президентам по истории…”).

После описанных событий ещё в 116 году евреи подняли восстание на Кипре и в Египте. Эти восстания были жестоко подавлены римлянами. Когда же римляне подавили в 135 году последнее восстание евреев под предводительством Бар-Кохбы, который прослыл своей свирепой жестокостью и убивал евреев, симпатизирующих римлянам, то римляне предприняли меры чтобы подобное не повторилось. Они максимально рассеяли евреев по всем уголкам своей империи, предприняли меры по уничтожению духовности и религии еврейского народа, а их духовного лидера священника Акиву публично на эшафоте разодрали на куски щипцами. После гибели Иудеи и Иерусалима часть евреев поселилась

в Северной Африке, часть – на Аравийском полуострове, часть – в Турции и Персии, а часть – в Западной Европе среди туземцев, варваров.

В Азии евреи расселились от Аравийского полуострова до Крыма и Каспийского моря, где было некогда Хазарское царство, в определённый период ставшее еврейским. Особенно много евреев поселилось в Персии. С персами, как помните из Библии, у евреев сложились из– давна “интересные” отношения. И с начала IV века начались стычки евреев и персов, огнепоклонников, сторонников религии Зороастра. В одной из таких стычек были убиты два священника-мага. После чего в период 438-457 гг. персы устроили большую резню и погромы, многие еврейские школы и синагоги закрыли, немало евреев казнили и много выселили со своей территории.

Однако около 520 года евреи восстали, изгнали из города Махузы персов и объявили себя независимым еврейским княжеством. Персы жестоко подавили это восстание.

Примерно в этот же период, в 500 году, на Аравийском полуостро– ве под непосредственным влиянием еврейских священников принял иудейство царь Йемена Абу-Кариба и обратил в иудейство своих подданных – арабов. И в это царство потянулись евреи. Но еврейско– йеменское царство просуществовало недолго – в 530 году эфиопский царь с войском напал и полностью уничтожил его.

В начале VII века на Аравийском полуострове зародился Ислам, и воинственные отряды Мухаммеда с девизом – “Нет Бога кроме Бога, и Мухаммед Его пророк!”, – уничтожали неправедных. Евреи не оценили размах движения и не признали в Мухаммеде пророка и жестоко за это поплатились. Одна из жён Мухаммеда была еврейка по имени Зейнаб, которая попыталась отомстить Мухаммеду – отравить его. Но первым вкусил отравленную пищу соратник Мухаммеда и тут же умер. Мухаммед казнил эту жену. Но позже арабы относились к евреям очень хорошо, как к праведным – верующим в Одного Единого Бога. Вместе с ними они достигли больших высот в развитии в конце первого и начале второго тысячелетий, когда вместе захватили Испанию. Отношение арабов к евреям было очень хорошим вплоть до двадцатого века, до того момента, когда евреи решили захватить Палестину и создать своё государство Израиль.

В северных провинциях Римской империи, в которые входили тер– ритории многих современных европейских государств, евреям жилось хорошо. Среди туземцев, варваров, каковыми были сегодняшние французы, швейцарцы, австрийцы и немцы, – евреи были гражданами Рима и пользовались соответствующими правами и льготами. Кроме того, чувствовался очень большой разрыв в развитии, в цивилизованности, это вообще была встреча двух разных цивилизаций. Поэтому евреям

было легко торговать в обоих направлениях, что они успешно и делали, доставляя варварам ткани, посуду и разные побрякушки. Ситуация сильно осложнилась для евреев с принятием римским императором Константином христианства. Фактически христиане пришли к власти, а для них евреи ассоциировались с казнью Иисуса Христа и непризна– нием в Иисусе Бога. И уже в 325 г., после Никейского собора, евреям на всей территории Римской империи было запрещено обращать другие народы в свою веру, запретили браки между евреями и христианами, и если до этого момента Пасху праздновали все вместе, то теперь христиане перенесли сроки и стали праздновать отдельно от евреев. Кроме того, евреев обложили повышенными налогами. Если до этого момента антисемитизм возникал на экономической почве, то теперь возник ещё и на религиозной.

Император Феодосий (408–450 гг.) также оказался антисемитом и запретил евреям занимать высокие государственные должности, строить новые синагоги и держать в своих домах христиан в качестве прислуги. В 476 году полчища “варваров”, обольщённые богатствами Римской империи, вторглись с севера, захватили, ограбили и разрушили Рим. Римской империи не стало. Евреям от этого лучше не стало, ибо варвары вскоре приняли христианство…

Хорошо жилось евреям только в Италии, особенно в Венеции. В других же странах свободу евреев существенно ограничивали. Так во Франции церковные соборы в Орлеане (533–541 гг.) запретили браки христиан с евреями, объявили также, что рабы, служащие евреям, но принявшие христианство, объявляются свободными. На волне своего подъёма и успеха христиане старались всех христианизировать, в том числе и евреев.

В 576 году в городе Клермоне после долгих уговоров христианского епископа только один еврей пожелал поменять веру; и его, как веро– отступника, другие евреи жестоко наказали. Но наказуемый был уже христианином, поэтому христиане возмутились и устроили большой погром евреев, во гневе разрушили и синагогу.

Стоит отметить важный факт в истории евреев в этот период, – несмотря на жестокость судьбы и рассеяние, евреи стали собирать-восстанавливать по крупицам свои древние знания, древние национальные и религиозные традиции, то есть – свою религию и духовность. Раввин Акива во втором веке н.э. собрал сборник “Тайные свитки”. Это была предварительная работа по собиранию и систематизации наследия ев– рейских мудрецов. В 188 году вышел сборник комментариев к Священ– ным текстам под названием “Мишна” – “Второзаконие”. Это можно назвать вторым этапом к созданию Талмуда. Непосредственно Талмуд как некое целостное религиозно-мировоззренческое учение в 36 томах появился в Иерусалиме в 469 году, а в 505 году появился более доработанный вариант – так называемый “вавилонский” Талмуд.

Таким образом, через полтысячелетия после римской Катастрофы, была осуществлена очень важная преемственность для следующих поколений – восстановлены древние религиозные догмы и накопленная многими веками мудрость. Кроме того, была осуществлена ещё одна важная задача, – чтобы все еврейские общества, рассеянные по всему миру, имели единое учение. По характеру толкования это было гибкое учение фарисеев. К этому времени евреи наладили связь между разбросанными общинами, Талмуд размножили и распространили по всем странам среди всех общин.

Таким образом, Талмуд явился единым духовным учением, Священной книгой, скрепляющим, соединяющим евреев в единый еврейский народ, в нацию. С этого момента евреев можно считать организованным единым народом, который хотя и был рассеян по многим странам, но представлял собой уже единую организацию. Мы наблюдаем картину самовосстановления еврейского народа, восстановление своей изначальной самобытности, аутентичности.

Евреи редко переходили в христианство, чаще всего они вынуждены были перекрашиваться формально, а тайно исповедовать свою религию или при удобном случае возвращались обратно.

История первого тысячелетия знает немало интересных фактов взаимоотношений евреев и христиан.

Писатель и журналист из Израиля Израэль Шамир в своей книге “Власть Кабалы” (2006 г.) пишет:

Оксфордский профессор Генри Харт Милман в своей “Истории евреев” описывает это событие:

А современник и свидетель этой бойни Стратегий из лавры Саввы Освященного так описывал расправу:

Одна из самых длительных и бурных историй того периода – это совместная жизнь евреев и христиан в Испании, где христиане начали притеснять евреев с 589 года. Вскоре испанские евреи наладили связь со своими сородичами из Северной Африки с целью уговорить воинственных африканских арабов (мавров) напасть на Испанию. Но в 694 году заговор испанцы раскрыли. И король приказал: за то, что евреи хотели “насильственно присвоить себе власть в государстве, – все они (евреи) объявляются рабами и раздаются в крепостное владение господам (христианам), которые не имеют права отпускать их на волю. Дети, начиная с семилетнего возраста, отнимаются у своих родителей и отдаются на воспитание христианам” (С. М. Дубнов).

Таким образом, произошла шестая национальная Катастрофа в истории еврейского народа. Получилась некая египетская копия пленения. Но, в конце концов, план заговора евреев сработал, и в 711 году полчища арабов хлынули в Испанию. Арабы очень легко завоевали Испанию, так как евреи их воспринимали как друзей, как освободителей, – и сами во всех городах Испании устраивали резню христиан и фактически сделались полновластными хозяевами городов ещё до прихода мавров. Всех испанских христиан евреи не вырезали, но элиту испанцев почти всю уничтожили.

Арабы (мавры) ничего менять не стали и дали евреям полную свободу. Со всех сторон в это арабо-еврейское государство потянулись евреи. Образовалось арабо-еврейское государство, расцвет которого пришёлся на X–XI века. В течение пяти веков (до 1215 г.) это арабо– еврейское государство по многим причинам, в том числе и благодаря большой концентрации еврейских денег, стало прекрасной процветающей страной, центром человеческой цивилизации на тот период истории.

Тогда появилось большое количество знаменитых арабских и еврейских философов, медиков, писателей и поэтов. Можно указать большое количество прекрасных, великих арабских и еврейских мыслителей. Но здесь мы напомним имя только одного великого еврейского философа Авицеброна или – Соломон бен Иегуда ибн Гебироль (1021–1055 гг.), который некогда дал замечательный ответ на свой же очень важный вопрос: “Если ты спросишь: “Почему в душе нет запечатлений мудрости, и она нуждается в обучении и припоминании?”.

В это время в другой части Европы начались первые крестовые походы… Инициатива крестовых походов была временным выходом из кризиса христианства в этот период, в том числе и из кризиса разло– жения руководства христианской церкви. В 1096 году христиане органи– зовали первый крестовый поход в Иерусалим, для освобождения “гроба Господа”. Крестоносцы – ополченцы двигались с германских городов вдоль Рейна на юг и везде по дороге совершали потрясающие погромы евреев. Это был расцвет в Европе антисемитизма в первую очередь на религиозной почве. Захватив в 1099 году Иерусалим, крестоносцы согнали в синагогу евреев и подожгли её. Для евреев в Европе насту– пили очень тяжёлые времена. Очередные крестовые походы в 1146 г. и в 1187 г. также сопровождались еврейскими погромами. Весь этот период преследований евреев в Европе, связанный с началом крестовых походов и до XVII века включительно (6 веков) можно назвать седьмой Катастрофой в истории еврейского народа.

В 1190 году прошли массовые погромы евреев в Англии. Евреи вынуждены были удирать в Испанию и в Польшу, которая, как рассмотрели раньше, в это время приветливо их принимала. Во Франции, в Париже, в 1242 году, после научного диспута еврейских и христианских теологов, было сожжены 24 телеги, груженные экземплярами Талмуда, а первое изгнание из Франции было в 1080 году. Крестовые походы закончились, но преследования евреев продолжались.

В 1287 году евреев изгнали из Берна. В Англии по приказу короля были закрыты все синагоги, а в 1290 году король Эдуард издал указ о выселении в 4-месячный срок всех евреев из Англии. Евреям при– шлось уезжать во Францию и в Испанию, которая к тому времени была уже захвачена христианами. Но в Испании христиане не стали мстить и преследовать евреев, многие из которых при христианском короле были министрами.

Французского короля наплыв евреев в его страну не обрадовал. И в 1306 году французский король Филипп Красивый приказал высе– лить в месячный срок всех евреев из страны, при этом они должны были оставить во Франции своё имущество. В 1315 году король Людовик Десятый разрешил евреям вернуться во Францию, но уже в 1320 году во Франции начался очередной крестовый поход под названием “пастуший”, который также сопровождался погромами евреев. А в 1394 году король Карл Шестой опять издал указ об изгнании евреев из страны.

Так как к этому моменту начались еврейские погромы и в Испании, то большая часть евреев уехала в Польшу, Италию и Турцию.

В этот период, в начале XIV века, среди евреев появилось загадочное тайное учение – “Зогарь” (“Сияние”). Скорее всего, это учение было связано с именем выдающегося еврейского мыслителя Леви бен Герсона (1238–1340 гг.), который написал трактат под названием “Войны Бога”, где была окончательно сформулирована идеология поведения, жизни евреев на чужбине, которой они во многом придерживаются и до сих пор.

В Европе положение евреев ещё более ухудшилось с введением в христианстве инквизиции. Во многих городах Европы евреям разре– шалось жить только в отведённых им кварталах – “гетто”.

В Испании, в которой евреям жилось мирно, хорошо, и они зани– мали важные государственные посты, в 1391 году после антиеврейской проповеди в одном из христианских храмов города Севилья начались страшные еврейские погромы, в результате которых были разрушены все синагоги, и погибло около 4 тысяч евреев. Много евреев из Испании убежало в Португалию, где способствовало превращению этой страны в богатую морскую державу.

В 1349 г. во время немецкого погрома погибло 6 тысяч евреев в немецком городе Майнц, и в этот же период взбунтовавшийся немецкий люд разгромил еврейскую общину в Кёльне, количество погибших неизвестно. 1394 г. – король Франции Карл Шестой изгнал евреев. При этом должники крестьяне освобождались от долгов перед евреями. Примерно в этот период евреев изгнали из Сицилии. В 1420 году евреи Сарагоссы чудом спаслись от погрома, а в 1481 году подверглись репрессиям в Севилье.

В 1492 году испанцы в войне с арабами (маврами) победили их и захватили их столицу Гренаду. Для полной сатисфакции король Испании Фердинанд издал указ о выселении евреев, друзей арабов (мавров), с территории всех владений Испании. При этом евреям запрещалось забирать с собой золото, серебро и драгоценности. Евреи сильно уговаривали испанского короля отменить свой указ и предлагали огромный денежный выкуп, но король не изменил своего решения. Большинство испанских евреев (сефарды) пошли в соседнюю Португалию к своим сородичам, которых называли там “португезами”. Но в 1498 году евреев изгнали и из Португалии.

Много евреев уехало в Италию, особенно в Венецию. А ещё больше уехало в Турцию к симпатизирующим арабам и опять в Польшу. В связи с Турцией случился интересный исторический факт. Около 1524 года из Турции в Европу приехал еврей по имени Молхо с сотоварищами. Молхо вступил в тайные переговоры с римским Папой, а затем с германским импе– ратором. Молхо долго убеждал их организовать крестовый поход в Турцию, чтобы помочь евреям в готовящейся войне против турок. После размышлений на уговоры не поддались, и в 1532 г. Молхо сожгли на костре.

В Италии с 1553 года также начались гонения евреев и были выделены в крупных городах для них гетто. В этом году в Риме были сожжены публично тысячи изъятых экземпляров Талмуда.

В начале следующего века, в 1614–1615 годах, произошли крупные погромы евреев в Германии, инициированные немецкими ремесленниками по конкурентным причинам.

Примерно в этот период раввином Иоселем Каро (1488–1575) была создана скандальная “боевая” религиозная книга “Шулхан-Арух”, первое издание которой вышло в 1565 г. в Венгрии.

В вышеназванной книге, в главе “Поругание Святых Даров Христовой церкви”, И. Лютостанский перечисляет согласно названию главы более 30 происшествий, например:

В 1670 году австрийский император Леопольд издал указ о высылке всех евреев из Вены и герцогства австрийского. И, несмотря на предло– женный евреями огромный денежный выкуп, довёл до исполнения указа. Большая часть евреев уехала в Польшу, а часть в Голландию.

В 1675 году во время Голландской войны между немцами и французами произошёл погром еврейской общины города Трира, жители которого обвинили евреев в тайной помощи французским войскам. С похожей ситуацией мы столкнемся в Первой мировой войне.

На этом этапе сделаем небольшую остановку и суммируем рассмотренные события в Европе с XI по XVII века. Как мы видели, в этот период на протяжении полутысячелетия в Европе бушевал ярый религиозный антисемитизм, который вылился в страшные убийства, грабежи, изгнания и многочисленные гетто для евреев. Когда В. Познер сегодня, в 21 веке, с первого канала ТВ утверждает, что только в России были погромы, то уверен – он знает историю своего народа… и откровенно блефует, давит “виной” на русских, надеясь на их неграмотность.

При этом прошу читателей хорошо запомнить отношения европейцев к евреям в рассмотренный шестивековой период седьмой Катастрофы евреев, и в какие трагические события эти отношения вылились – чтобы сравнить их с отношением российских властей и российских народов к евреям, когда они массово появились в России благодаря “великой” Фредерике-Екатерине.

Потому что, забегая немного вперёд, необходимо отметить – несмотря на отсутствие в России подобного религиозного антисемитизма, подобных кровавых побоищ, изгнаний и организаций гетто, ко второй половине XIX века установилось такое отношение еврейского сообщества к российским властям, что возникает много недоуменных вопросов…

Стоит также хорошо запомнить этот период истории евреев в “цивилизованной” Европе – чтобы в дальнейшем нашем исследовании понять речь лидера еврейской общины в середине XIX века Адольфа Кремье.

Когда в конце XVI века образовалась независимая Голландская республика, то свет в конце туннеля засиял для многих евреев. Вскоре выяснилось, что эта республика противопоставляет себя Риму и всему католицизму, с которым у евреев были устойчивые ассоциации с преследованиями их христианами. И тысячи евреев потянулись со всех концов планеты в Голландию, где им была предоставлена свобода и равные гражданские права. Не без помощи больших еврейских капиталов Голландия через несколько десятилетий стала мощной, богатой морской и даже колониальной державой. И составила сильнейшую конкуренцию Испании, Португалии, Франции и Англии.

Кромвель в Англии, глядя на расцвет и растущую мощь Голландии, начал агитировать английский парламент и правительство разрешить въезд евреев в Англию по “причинам практическо-экономического характера”, так как это будет “полезным для осуществления империалистических экспансионистских планов”.

По этому вопросу в английском обществе разгорелись очень бурные, горячие споры и диспуты.

В результате чего в правительстве не было единого мнения, оно колебалось и не решалось что-либо положительное по отношению к евреям предпринять. Закончилось всё тем, что в 1655 году Кромвель встретился с лидером еврейской общины в Европе – Манассом бен– Израилем. После чего евреи массово и тихо стали въезжать в Англию, а правительство закрыло на это глаза.

Здесь стоит обратить внимание на ту загадочную радостную готов– ность евреев поселяться в различных странах, в которых их ещё нет. Казалось бы – хорошо евреям живётся в Голландии, в Польше, в Тур– ции – ну и сконцентрировались бы в этих странах и жили бы себе компактно и мирно, зачем им рисковать и с такой настойчивостью переезжать в Англию на постоянное жительство и в другие страны, как только в этих странах их перестают преследовать? Это загадочное стремление селиться среди других народов, пронизывать другие народы своим присутствием…

В 1629 г. во Франции король Филипп Четвёртый со своими при– дворными пытался решить проблему монополии евреев в торговле, которые так же искусно выкачивали деньги у португальцев и у насе– лений колоний, что “нигде нельзя найти богатого человека, который не был бы евреем”.

Императрица Мария Терезия Австрийская в 1717 приказала: “Впредь ни одному еврею, как бы он не назывался, не должно давать права жительства здесь без моего письменного разрешения”, и при этом она объяснила свой поступок: “Я не знаю более вредной для государства чумы, чем этот народ, вследствие его умения путём обмана, ростовщичества и денежных сделок доводить людей до нищенства и заниматься всеми теми делами, которые вызывают отвращение всякого честного человека”. К подобным выводам пришли запорожские казаки, украинские крестьяне и Богдан Хмельницкий в середине 17 века, трагическую ситуация на Украине в течение нескольких веков мы наблюдали ранее.

Вы, наверное, обратили внимание, что на все преследования и насилия, случившиеся с евреями в Европе, они не отвечали вооружённым сопротивлением и т.д. Неужели они вели себя как агнцы и не сопротивлялись? Или здесь кроется какая-то мудрость или загадка?

В своей книге “Клич птицы Феникс” современный исследователь еврейской темы А. В. Трехлебов приводит яркий и поучительный пример мудрости евреев: преследуемые евреи во Франции из города Арли в 1489 году попросили мудрого совета у более мудрых евреев из Константинополя. Вот ответ-совет еврейских мудрецов:

Эти мудрые, проверенные на опыте советы давались в конце XV века.

В конце 20-х годов XX века Гитлер и его партия после социологического исследования, отрывки которого будут представлены в следующей книге, подняли в немецком обществе большой шум как раз по поводу того, что в Германии именно вышеперечисленные профессии, должности заняты непропорционально, преимущественно евреями. А Сталин, когда после Второй мировой войны начал чувствовать чаще проблемы со здоровьем и обнаружил, что среди лечащих его врачей немало евреев, то из-за страха перед ними на основании нескольких подозрительных фактов инициировал “дело врачей”.

Нетрудно заметить и сейчас, в конце XX века – начале XXI века, что евреи составляют значительную часть врачей, владельцев аптек, адвокатов, нотариусов, бизнесменов в различных странах: от США и Франции и до Чехии и России. Немало их можно встретить и среди христианских священников, особенно православных. Вернемся к Фредерике-Екатерине “великой”.

И если Екатерина Вторая была на самом деле такой “великой просветительницей”, то она должна была быть сама просвещённой и – знать известные выводы и высказывания своего знаменитого земляка и реформатора – Мартина Лютера о евреях:

Мартин Лютер:

Мартин Лютер:

Даже итальянец Джордано Бруно, который реформировал “небо”, и тот счёл необходимым высказаться по данному земному вопросу:

Такой толерантный европейский просветитель, как голландец Эразм Роттердамский, и тот возмущался:

Этому замечанию созвучны выводы, которые сделал известный еврейский исследователь Соломон Лурье в своём научном труде под названием “Антисемитизм в древнем мире”:

Если Екатерина II сомневалась в Мартине Лютере, не уважала Эразма Роттердамского и считала, что справедливо сожгли просвещенного Джордано Бруно, то она могла бы прислушаться к своему кумиру французу Вольтеру:

Вольтер:

А древний философ Плиний заметил:

Знаменитый государственный деятель Америки Бенджамин Франклин (1706–1790):

Оглядываясь назад на всю предыдущую историю евреев, включая до нашей эры, трудно отделаться от впечатления, что очень давно, там – в Междуречье, Бог создал евреев как классическую антиномию-противоположность другим народам, которые сталкиваясь с евреями, проходят своего рода испытание на мудрость – глупость, силу – слабость и т. п.

Далее в нашем исследовании мы понаблюдаем – справились ли с этим испытанием славянские народы? Украинцы во главе с Б. Хмельницким, как мы наблюдали ранее, пошли на крайние меры.

А белорусы и русские – какие примут решения? Это мы понаблюдаем в следующих главах книги.

А пока стоит обратить внимание, что, как мы выше наблюдали, история взаимоотношений европейских государств и наций к евреям очень насыщена событиями и трагична, но никто из многих тысяч учёных на протяжение нескольких веков не догадался совершить в этой теме научного исследования, чтобы понять некоторые истины действитель– ности и, возможно, некоторые закономерности. Это касается и многочисленных западноевропейских психологов, социологов, историков, философов, политологов в 20 и 21 веке. Крайне загадочно. А ведь многое понять необходимо, хотя бы для того, чтобы избежать очередных погромов, Катастроф и Холокостов.

Группа ученых Института нравственности (г. Санкт-Петербург) во главе с профессором В. А. Чигиревым издали в 2007 году книгу под на– званием “Феномен еврейства как загадка истории культуры”, в которой сделали выводы и из истории и из Библии, из Ветхого Завета, напи– санного самими евреями. Познакомимся с их трудом и с их выводами в следующей главе. Далее в ссылках на книгу Института нравственности буду использовать сокращённое название этого института – (ИН).


Назад Оглавление Вперёд

Hosted by uCoz