ГЛАВА ЧЕТЫРНАДЦАТАЯ. Первый критик и “О. Р. И.”

Как вы видели выше, в России в первых десятилетиях 19 века появи– лись великие писатели мирового уровня. И по какому-то закону после творцов – писателей и поэтов возникли вторичности, которые стали жить за счёт критики первых, самые известные из которых Виссарион Белинский (1811–1848 г.), Александр Герцен (1812–1870 г.) и Николай Огарев (1813–1877), почти одногодки. Есть писатели и поэты, которые пишут для людей, а появились между писателями и людьми критики, которые решили объяснить всем людям или самым неграмотным и глупым творчество первых, их талантливость или бездарность. Это как людям решили объяснить Бога посредники-священники каждый в меру своего ума и совершенства или несовершенства.

По поводу вторичностей можно озвучить много иронических метафор и аллегорий, но попытаемся понаблюдать за этим историческим явлением, и как появляются критики, хорошо демонстрирует биография первого из них – Белинского. И в этом есть что-то символическое: умирает творец А. Пушкин и на арену вышел его антипод – критик, западник и космополит В. Белинский.

Студент В. Белинский пытался писать стихи – не получилось. Затем в 19 лет попробовал пародировать своего кумира Шиллера и опять стать творцом, – и написал драматическую пьесу “Дмитрий Калинин”, которую не только университетские профессора, но и читатели признали пошлой, бездарной и безнравственной. Причем Белинский решил написать эту пьесу не потому, что это была внутренняя необходимость выговориться о чём-то, что решил порадовать читателей красивой историей и талантливым языком, или поделиться с читателями каким-то открытием в жизни или обнаруженной мудростью, а ведомый “лестной сладостной мечтой о приобретении известности” и чтобы “разжиться казною”. Не получилось, мечта рухнула, Белинский понял – таланта у него нет и от расстройства слег в больницу.

После этого обозлился, стал винить во всем общество и власть, – в результате его выгнали из университета. Полтора года бездельничал и шатался, а затем в 23-летнем возрасте решил из своего нигилизма и критического отношения к жизни извлечь пользу – стал писать критические статьи, обсуждая писателей, поэтов и их произведения.

Чтобы набраться мудрости, Белинский вошел в кружок Станкевича по изучению философии.

И здесь интересно наблюдать за его “эволюцией” – вначале стал изучать Гегеля, и вскоре Гегель вытеснил Шиллера и стал его кумиром; затем Белинский стал изучать Фихте, и когда умудрился обнаружить в философии Фихте “не я” радикальную революционность, то его Кумиром стал Фихте, вытеснивший Гегеля. На этом этапе Белинский восхищался бунтарем Лермонтовым, хотя и уважительно относился к А.Пушкину, хотя в статье “Русская литература в 1840 году” написал про литературу в России: “Мы не имеем литературы, как исторического и преемственного сознания русского общества”, – и это уже после смерти Пушкина и многих произведений Лермонтова и Гоголя… И хотя через два года Белинский признал свою глупость, но это говорит о многом – о его низком интеллектуальном уровне, хотя в этот период Белинский чувствовал себя в статусе первого российского критика – богом критики.

Особенно после советского образования, когда самостоятельно изучаешь деятельность Белинского, то диву даёшься – как могли эту посредственность так высоко вознести советские идеологи? – Хотя их идеологическая и политическая подоплека понятна – критиковал порядки при монархии. Но и в советское время знаменитый профессор В. В. Зеньковский (1881–1962) отметил:

Сомнений в этом никаких нет, особенно после того, как Белинский в том же 1840 году очередной раз ляпнул по поводу знаменитого произведения Грибоедова:

Не только этой ошибочной оценкой, но и наглым хамством Белинского возмутились многие его современники и прозвали его – “неистовый Виссарион”.

На этом пути критики вся и всех “неистовый” Белинский познакомился с утопическими взглядами Сен-Симона, и в результате Сен-Симон столкнул с пьедестала Фихте и стал кумиром Белинского настолько, что поглотил “и историю, и религию, и философии” все вместе взятые, и Белинский стал социалистом. И как свидетельствовал Гончаров (“Заметки о личности Белинского”), “прогрессивный” Белинский много говорил о коммуне, о коммунизме, “когда самое название “коммуны” было ещё для многих ново”.

И теперь “сильно поумневший” Виссарион сказал свои знаменитые фразы:

Эти кровавые убеждения стали бодрящими тезисами и аксиомами всех “неправильных” масонов, террористов и революционеров во всем мире и пролили так много крови… Только на деле, в жизни – как это показали очень убедительно французские революции и особенно русские – унижаются и страдают миллионы, а “кайфует” несколько тысяч насильников, фашистов, назвавших себя демократами и либералами.

Почему кто-то называл Белинского – “белым генералом русской интеллигенции”? Это какая-то издевка, неудачная шутка, – это чёрный кровавый поручик.

Дальнейший “прогресс” В. Белинского виден в 1841 году в его письме к Боткину:

Как видите – это уже опасная для людей патология, это уже пациент психиатров и лечебниц. И фамилией этого опасного сумасшедшего фанатика и сегодня названы десятки улиц почти во всех российских городах и даже город…

Через двадцать лет после этих высказываний Ф. Достоевский попытался объяснить доходчиво литературным языком происходящие опасные процессы в обществе – превращение на примере своего “беса” Шигалёва из монстра-нигилиста в монстра– коммуниста. Поэтому и Н. Бердяев в 20-м веке с полным правом сказал:

Можно даже утверждать, что В. Белинский опередил Карла Маркса с его коммунизмом, пока тот ещё ждал, пока появится Энгельс и расскажет, что на планете есть такой класс – пролетариат. Их совпадение объясняется тем, что оба исходили из масонской идеологии “равенства, братства и интернационализма” и из отрицания действительности, в частности – государства как эволюционного способа организации жизни общества, семей, индивидов. И, как и Маркс, Белинский ничего конкретного не предложил вместо разрушения и крови, и после разрушения и крови…

На примере Белинского, Огарева, Герцена мы наблюдаем дальнейшее развитие (“прогресс”) процесса преклонения перед Западом (и в связи с этим разделение общества на две разные смысловые части), начатого Петром Первым.

Похоже, “неистовый” Виссарион пытался дальше “прогрессировать” и в письме тому же Боткину писал: “Отрицание – мой Бог…”, то есть он заменил настоящего Бога своим, а свой нигилизм превратил в свою религию. К. Маркс, правда, пошел дальше и технологичнее – отринув настоящего Бога, объявил новым богом прессу и журналистов.

Но вскоре в результате философских исканий на этом направле– нии Белинский попал в мрачный тупик, как пытаются объяснить его поклонники – у Белинского случился душевный кризис, поэтому он стал ненавидеть Жизнь и писал о ней: “Жизнь – ловушка, а мы мыши… к чему всё на свете и зачем: ведь все мы помрем и сгинем, для чего же лю– бить, верить, надеяться… умирают люди, умирают народы, умрет и наша планета”. – Эдакий маленький Люцифер с убогим фатальным сознанием, протестующий против Бога. И в поисках выхода из этого мрачного тупика Белинский обратил внимание на “женский вопрос” и стал экспериментировать с женщинами, с ними искать смысл жизни.

И на этом этапе своих поисков Белинский прочитал рассказы под названием “Мельхиор” (1832 г.) освободившейся из монастыря и упивающейся свободой “без нелепых предрассудков” на лоне фран– цузских революций Жорж Санд (Авроры Дюпен). И Сен-Симон тут же слетел с пьедестала в голове Белинского, и на его место уселась знаток женских душ мадам Санд со своими тезисами:

Здесь для В. Белинского было и родное бунтарство и протестный “героизм в объятиях”, и в этом – вызов обществу и власти, и в этом философское укрытие от общества и власти и удобно-приятный смысл жизни:

Эта женщина постигла таинство любви”, – восхищался новым кумиром В. Белинский, теперь для него подруга Шопена и многих французов была всем и вся – “Мы счастливы, очи наши узрели спасение наше, и мы отпущены Владыкою, мы дождались знамений…” – в каком иступленном трансе писал прозревший и постигший какие-то глубины В.Белинский, молясь на новую икону. И бросился искать похожую женщину, – нашел, и даже в 1843 году женился.

И когда после достижения и утоления В. Белинский в 1845 году вернулся к активной публичной критике, то вдруг напал на давно почив– шего старика Г. Державина, назвав его “поэт наивного эпикурейства”. Белинский со своим своеобразным пониманием Бога теперь просто не мог не наскочить и атаковать выдающегося православного мистика, метафизика Николая Гоголя.

Он и раньше его ненавидел, не переносил его “дух”, его духовность, “Светоч” В. Белинский в письме Боткину ещё в 1842 году писал:

В этом же письме Белинский сетовал, что “Выбранные места” Гоголя – это “артистически рассчитанная подлость”, и с какой-то непонятной завистью написал, что об очень религиозном Гоголе, что он “всю жизнь обманывал Бога, а при смерти надул сатану”, и подло объяснял, что Гоголь своей работой “Выбранные места из переписки с друзьями” хотел понравиться царю; В. Белинский почему-то не допускал, что Гоголь может быть убежденным государственником. Белинский до 1845 года в переписке и в разговорах с друзьями и знакомыми пытался Гоголя очернить, дискредитировать, но публично это сделать боялся, и даже публично, в своих статьях хвалил Гоголя. Но “эволюция” Белинского на месте не стояла и через несколько лет он понял, благодаря Жорж Санд, суть счастья и смысл жизни и необыкновенно осмелев в начале – увидел в “Мертвых душах” Н. Гоголя общественную опасность:

И попутно Белинский ввел нарицательное понятие “славянофил” как синоним дремучести и отсталости:

Нормальные и порядочные люди в обществе просто терпеть не могли этого полуграмотного хамоватого остряка выскочку, и профессор Московского университета преподаватель истории и литературы Шевырев написал разгромную критическую статью о горе-критике Белинском, в которой назвал его: “рыцарь… в забрале и маске с медным лбом”. В ответ Белинский написал желчно-оскорбительную статью под названием “Педант”. После этого общественность ещё более возмутилась этим непорядочным человеком.

И гонимый всеобщим презрением Белинский оставил идею издания сборника своих статей под многоговорящим названием “Левиафан”, и был вынужден покинуть столицы и пуститься в путешествие по российским городам вместе с гастролирующим театром. А затем нашелся спонсор, и Белинский осуществил свою заветную мечту – покинул Россию и уехал на Запад, в любимую Европу.

И совершенно свободный от российского общества и его мнения Белинский перед своей смертью откровенно показал свою отвратительную сущность – смело и размашисто бросил кучу дерьма в Николая Гоголя в своём публичном письме по поводу новой книги Н. Гоголя “Выбранные места из переписки с друзьями”, в которой Гоголь ратовал о личном совершенствовании человека, к этому выводу, кстати, в конце жизни пришел даже друг Белинского А. Герцен.

А Белинскому, по скудности его ума, этого не дано было понять и он, назвав Н. Гоголя “проповедник кнута, апостол невежества, поборник обскурантизма и мракобесия, панегирист татарских нравов”, наконец-то выговорился и написал:

“Неужели Вы, автор “Ревизора” и “Мертвых душ”, неужели Вы искренне от души, пропели гимн гнусному русскому духовенству, по– ставив его неизмеримо выше духовенства католического. Положим, Вы не знаете, что католическое духовенство было чем-то, между тем как пра– вославное духовенство никогда, ничем и нигде не было…” и т.п.

Интересно, что и сейчас, в 21 веке, по советской инерции почти во всех книгах и учебниках “слепые” ученые – профессора и академики пишут только выспреннюю хвалу Белинскому и стандартную “аксиому”:

Белинский указал путь – по которому должна идти литература”, или – “Фигура В. Г. Белинского, прожившего недолгую жизнь, и в самом деле замечательна как для того периода, так и для русской культуры вообще. Белинский верил в буржуазное будущее Отечества”, – написала группа ученых во главе с В. И. Коровиным в 2004 году в учебнике по литературе для старшеклассников, как видим, удачно приобщив Белинского к новым российским реалиям, и ни одного слова критики в адрес “безгрешного” “героя”. Как будто – не появись Белинский – и после Пушкина, Лермонтова и Гоголя не было бы в России – Тургенева, Некрасова, Салтыкова-Щедрина, Фета, Лескова, Достоевского, Толстого, Чехова…

Абсурд, глупейшее заблуждение и самовнушение.

Линию, идеологию и политику Белинского продолжили его “братья по духу” из “западной партии” – Герцен, Огарев, Писарев, Добролюбов; и “эволюционная” вершина этой цепочки, пожалуй, закончилась критиком, публицистом, полу-философом и полу-писателем, дождавшимся торжества либеральных идей – Василием Розановым, который дерзко “по-белински” в начале 20-го века писал о Гоголе:

По убеждению Розанова – если из русской литературы “выключить Гоголя”, то вообще было бы всё намного лучше.

Но к 1914 году, после убийства Столыпина, В. Розанов и в самом деле неплохо эволюционировал, поумнел, прозрел и с ужасом начал кричать о надвигающейся революционной катастрофе, и революционная волна накрыла его и его семью, дождался своего идеала молодости и исполнения мечты всех западников в России, и, сидя в страшной ни– щете и голоде, наблюдая как пришлые из разных европейских столиц кучерявые либералы громоздят в России горы трупов, и как льются реки русской крови, в 1919 году признал в письме к Струве свой проигрыш Н. Гоголю:

Ещё несколько лет до этого письма в записях Розанова появилась такая фраза о Гоголе – “выразил всю суть России. А ведь почти и не жил в ней, нехристь…”. На этот раз он Гоголя “нехристью” уже не называл.

Герцен рассказывал одну потешную историю о своём друге Белинском Ф. Достоевскому, который написал её в “Дневнике писателя” (1873 г.):

Легко было Белинскому бороться с выдуманным оппонентом-дураком, а вот нарвался он на Ф.М.Достоевского и история получилась интересная. – Ф.М. Достоевский вспоминал:

Это “оригинальное” предположение В. Белинского Ф.М. Достоевский попытался убедительно опровергнуть в своём знаменитом произведении “Идиот”, где он показал, как непросто нравственному человеку (князь Л. Мышкин) жить в современном безнравственном обществе. Причем, – это касалось середины 19 века, а каково было бы ему в начале 21 века?…

Ф.М. Достоевский не сразу понял большую опасность В. Белинского для российского общества:

Но затем уже повзрослев и поумнев, Ф.М. Достоевский стал жестко сражаться с Белинским:

И этих опасных людей больных “болезнью Белинского” Ф.М. Достоевский показал в своих знаменитых произведения “Преступление и наказание” и “Бесы”.

Как вспоминал Ф. Достоевский – Белинский был достаточно смешным “Наполеоном”:

По-моему Н. Данилевский заметил, что Белинский всё-таки прогрессировал, и если бы не умер – то перевернулся бы на 180 градусов – пришел бы неизбежно к славянофильству. Но лично хорошо знающий Белинского знаток человеческих душ Ф.М. Достоевский был другого мнения:

И только большевики, советские идеологи возвели В. Белинского в “героя” и присвоили ему статус выдающегося интеллектуала. И на этом можно закончить рассматривать “достижения” В. Белинского.

Обобщая тенденцию раскола после Петра Первого и образование тенденции преклонения перед Западом, и соответственно оголтелой критики России и общества, и образование “партии западников” предыдущие исследователи ввели интересное определение – “Орден Русской Интеллигенции” – “О. Р. И.”, ибо они сплоченно действовали, формировали соответственным образом общественное мнение и вели молодёжь к революции, подталкивали к неповиновению российским властям, к террористическим актам и вскоре своего добились. Много внимание этой тематике уделил Б. Башилов.

Впервые русскую прозападную интеллигенцию Орденом Русской Интеллигенции (О. Р. И.) назвал биограф Пушкина П. В. Анненков, который заметил что, что формально эта интеллигенция не была ничем объединена, но все знали друг друга и, не сговариваясь, действовали консолидировано в одном направлении. “О. Р. И” – это не вся российская интеллигенция, если под понятием “интеллигенции” подразумеваем всех образованных людей, это только часть её, но наиболее агрессивная в смысле – критически настроенная по отношению к своей стране, к своему правительству и одновременно являющаяся прозападной, преклоняющаяся перед Западом. К великому сожалению, эта тенденция вызывала у российской молодежи тогда и теперь, в 21 веке, много симпатий и даже моду быть похожим на Запад и преклоняться перед Западом.

Даже самый знаменитый западник А. Герцен в своей книге “Былое и думы”, говоря о славянофилах, признал:

Если было бы так – то не дошло бы до Катастрофы 1917 года.

Публицист М. Спасовский объяснял:

Боясь третирования доминирующего в общественном мнении “О. Р. И.”, даже знаменитый историк Ключевский читал лекции на исторические темы в Московском университете в одном ключе, в одном духе, а в Московской Духовной Академии совсем в другом, потому что остерегался обратить на себя внимание кислотно-критической и агрессивной прозападной интеллигенции. Повторю “шедевр” веяния “моды” доцента Московского университета Печорина:

Как сладко отчизну ненавидеть И жадно ждать её уничтоженья, И в разрушении отчизны видеть Всемирного денницы пробужденья.

“О. Р. И.” был в середине 19 века, был в 20-м перед Революцией– Катастрофой, есть в России и сейчас, в 21 веке, например, это писатели В. Ерофеев, “вольтерианец” Аксенов, Арбатова, Толстая и огромная армия журналистов, как: Киселев, Латынина, Венедиктов, Сорокина, Соловьёв и т.п.

Можно кратко отметить ещё одного характерного представителя “О. Р. И.”, современника Белинского и его “духовного брата” – сына богатого помещика Н. П. Огарева (1813–1877), который также был очень критически настроен к российской действительности, был фаталистом и сравнивал себя и друзей с кладбищем, также искал смысла жизни в “женском вопросе”, и в результате женщины промотали всё его огромное состояние, доставшееся от отца, причем Огарев, в духе либерализма, дал им свободу от “нелепых предрассудков”, – и они его опозорили на всю Европу, Огарев также уехал из России на свободный Запад и свободно писал о своей Отчизне-России:

Накликали, воспитали и почву к революции в России подготовили, и даже Огарев надавил на Герцена, чтобы отдал “спонсорские” деньги знаменитому террористу С. Г. Нечаеву (1847–1882) – и что из этого вышло? А “больной на голову” Н. Огарев умер в нищете на самом “дне” Англии.

В следующей главе познакомимся лучше с выдающимся русским человеком – патриотом, славянофилом и глубоким религиозным мистиком Николаем Гоголем, который тоже критиковал…


Назад Оглавление Вперёд

Hosted by uCoz