ГЛАВА ВТОРАЯ. Александр II, А. Герцен, “новые люди” и древние евреи

Верховный пост в государстве после смерти Николая Первого занял его старший сын – Александр (1818–1881 гг.). С уверенностью можно утверждать, что Александру Второму сильно не повезло с моментом принятия власти. Его отца убили в разгар Крымской войны, ход которой складывался для России очень плохо. К тому же не лучшим образом шла и Кавказская война. И все нерешённые проблемы, связанные с еврейским народом, в полной мере перешли к Александру II.

Обычно авторы книг по истории и особенно учебников для наших детей пишут об этом периоде примерно такую фразу: “В этот период наблюдался рост недовольства в российском обществе”, но при этом не делают важных уточнений. А ведь фактически Россия с 1848 по 1855 годы по причине очередных восстаний поляков в 1848 году, участия российской армии в подавлении Венгерской революции в 1849 году и из-за Крымской войны 1853-1855 гг. – объективно находилась в состоянии войны, причем тяжелой и очень опасной войны, и понятно, легко объяснимо и закономерно, что внутри России было введено полувоенное положение. И это положение, конечно же, не нашло патриотического отклика у “прогрессивной” прозападной интеллигенции, демократ-либералов того периода, а наоборот…

И какие только ярлыки не вешали “прогрессивные” люди того пе– риода и современные на тот период российской истории: “мрачное се– милетие”, “чугунный период”, “царство мрака в России” и даже чахотку В. Белинского вменяли в вину Николаю I, порой совершенно забывая, что в этот период “царства мрака” прекрасно и успешно работали многие выдающиеся русские мыслители мирового уровня, писались шедевры русской и мировой литературы, – обо всём этом можете прочитать в любом хорошем учебнике по русской литературе.

Александру II пришлось подписывать позорный Парижский договор и терпеть дальнейшее презрение и пренебрежение Запада. Кроме этого, некоторые “свои” в России продолжали клеймить монархию и откровенно ликовать по поводу поражения своей Родины, Отчизны в войне, желая ей дальнейших поражений. Обычно авторы многих современных лживых учебников для наших школьников и студентов “забывают” об этом сказать и показать эту важную действительно мрач– ную и позорную тенденцию. Например, возьмём самого знаменитого и самого “прогрессивного” интеллигента того периода, кумира многих российских западников, именем которого названы и сегодня улицы и российские университеты – А. И. Герцена (1812–1870 г.), который по поводу смерти Николая I в своей мемуарной откровенной книге “Былое и думы” писал:

А. Герцен и над живым российским императором издевался вволю, например, возьмите любой портрет Николая I, посмотрите на него и сравните с описанием А. Герцена:

Благодаря бурной фантазии и лютой ненависти Герцен выдумал какого-то жестокого тупого неандертальца. И теперь после убийства Николая I Герцен дал волю своим эмоциям. Это был ликующий восторг “новых людей” – так Герцен и ему подобные себя называли, это были последователи масонов– декабристов, “предбольшевики” или “первые большевики”.

Наблюдая за этой вакханалией “бесов” Ф. М. Достоевский в задумчивости рассуждал:

Мы мечтали о том, как начать новый союз по образцу декабристов”, – писал о своей молодости А. Герцен (псевдоним – Искандер), и в его новой идеологии звучал воинственный нигилизм тотального уничтожения и ничего созидательного, – Герцен: “разрушить все верования, разрушить все предрассудки, поднять руку на прежние идолы, без снисхождения и жалости”.

А ведь Николай I непосредственно к А. Герцену за его революци– онно-подрывную деятельность относился весьма лояльно и гуманно, о чем А. Герцен сам признает в своём “Былое и думы”:

На долю Герцена выпала “ужасающая кара” – он был назначен чиновником в Пермь: служил в Вятке и затем во Владимире. Из Владимира Герцен вместе со своей невестой без разрешения переехал в Москву, и за это ему ничего не было. Затем по протекции своего отца он стал работать чиновником в Петербурге. И одновременно Герцен весьма свободно писал свои критические статейки в журналах “Современник”, “Москвитянин”, “Русская беседа”, “Отечественные записки”.

А вот господствующий в былом СССР и сегодня “альтернативный” взгляд автора современных учебников(с 2005 г.) для наших детей В. И. Коровина:

А ведь никто А. Герцена из России не выгонял.

Да-а, много надо “мужества”, чтобы не вернуться на Родину, но ненависти к России нужно иметь огромное количество – это точно. Знаток человеческих душ Ф. М. Достоевский объяснял:

Это надо же такое божье наказание – родиться на своей родине эмигрантом. Но куда там великому Ф. Достоевскому до наших современных “великих” В. И. Коровина, его сотрудников, их прозападных единомышленников и всех синих демократ-либералов…

Стоит отметить, что А. Герцен остался за границей не спонтанно, он готовился, и как настоящий свободолюбивый либерал, больше всех кричавший о крепостном праве, – А. Герцен своих крестьян не освободил, как это было предусмотрено указом императора, по закону, а, уезжая в Лондон, их продал. Также поступил и его друг, такой же демократ и либерал Огарев.

На всякий случай – Герцен не был по крови еврей, но по духу уже точно не был русским. Иногда попадается такая степень западника в России, что он уже сам признаётся, что он по духу не русский, а нечто совсем другое.

Покинув Россию, “русский жид” А. Герцен с друзьями, как и немецкий жид К. Маркс, переехал в революционную столицу – в Париж.

“Парижский салон Герцена, – писал Р. Гуль в своей книге “Скиф в Европе”, – в эту революцию (1848 г.) был самым блестящим. Сборище всесветных богемьенов, бродяг, вагабундов, революционеров, весельчаков, страдальцев, съехавшихся со всего света в Париж. Это было – “дионисиево ухо” Парижа…”. Подчеркну – не “аполлоново”, а “дионисиево”…

Интересные замечания сделал Ф. М. Достоевский:

Когда французский народ не поддержал, а, наоборот, подавил очеред– ную масонскую заварушку-революцию братьев Бланк в 1848 году, то вся эта “прогрессивная” тусовка вместе с Марксом и Герценом перебралась в изначальную столицу масонства – в Лондон.

В теме этих “несчастных” скитальцев по Европе внимательно раз– бирался Ф. М. Достоевский:

На утверждение либералов – “Кто ж, как не они, подготовили общество наше к упразднению крепостного права?” – Ф. М. Достоевский отвечал:

В Лондоне А. Герцен и Н. Огарев основали Вольную русскую ти– пографию, и стали издавать журнал под старым масонским названием “Полярная Звезда” (с 1855 г.), а затем “Колокол” (с 1857 г.). И даже после поражения России в Крымской войне и гибели Николая I, когда по общему признанию в России наступила политическая оттепель, они помогали врагам России – вели информационную войну против России. Ненависть этой категории интеллигентов каким-то чудным образом переносилась на всю Россию, и они неистово желали ей беды, зла, поражения -

Ближайший друг и помощник в Англии А. Герцена богатый барин Николай Огарев (1813–1877), который даже не обиделся на Герцена за то, что тот отобрал у него “по-дружески” любимую жену, писал вдохновенно в стихах:

Ещё один эмигрант, “изгнанник” добровольный, член “О. Р. И.” и, конечно же, – “духовный брат”, покинувший Россию задолго до “мрачного семилетия” в 1835 году, доцент Московского университета Печорин также вдохновенно писал стихами:

Наблюдая эту тревожную картину, сильно переживал Ф. М. Достоевский:

По поводу этих морально-нравственных уродов и ненавистников Отечества стоит заметить, – ну не нравится вам монархия как форма организации общества – это ваше право и понятная идеологическая позиция, мировоззрение, или не нравится именно император Николай I – тоже ваше право, понятная позиция, дело вкуса и мировоззрения, но господа-товарищи (!) – матушку Россию, Родину, Отечество за что клясть, ненавидеть, желать её уничтожения и погибели?!! И способствовать этому?!! Ведь Герцен и Огарев дали немалые по тем временам финансы знаменитому террористу Нечаеву на его подрывную деятель– ность и теракты в России.

Мы наблюдаем – когда кислотная огульная критика определённой категории интеллигенции, их болезненное тотальное критиканство всего отечественного на какой-то стадии перерастает во враждебность к России, во вражескость, в “высокое” уродство и предательство.

Повторюсь, – не только в СССР при красных демократах-больше– виках, но и сегодня, в 21 веке, при синих демократ-либералах эти морально-нравственные уроды и откровенные враги России представлены во всех учебниках для наших школьников и студентов как страдальцы, герои и выдающиеся умы, и их именами названы улицы и университеты…Современные идеологи полностью поменяли понятие “добра” и “зла”, смешали, всё перепутали, закамуфлировали наоборот и дурят нашу молодёжь, да и взрослых тоже. Обратите внимание – ни в одном современном учебнике вы не обнаружите множество фактов и цитат, приведенных в этой главе, – их “забыли”, их “почему-то” “не заметили”, идёт целенаправленная подтасовка и гримировка до неузнаваемости российской истории.

Причем тема сегодня актуальна как никогда – все телеканалы заполнены новыми “Герценами”, “Огаревыми” и “Белинскими”, которые фанатично преклоняются перед Западом и хулят всё отечественное, например, – послушайте Новодворскую; интересно, – назовут когда– нибудь и её именем российский университет?

Рассматривая историю середины 19 века, мы наблюдаем важный трагический исторический момент – зарождение большевизма, в его самом худшем кровавом проявлении. В предыдущей главе мы наблюдали появление в этот период на основе масонского мировоззрения марксизма и призывы К. Маркса к терроризму. А в этот период в России мы наблюдаем тенденцию – когда российская прозападная интеллигенция дошла до края, после которого начинается терроризм и революция. А вскоре наступит момент, – когда эта интеллигенция сольётся с марксизмом и весь этот процесс возглавят еврейские агрессивные лидеры; и это всё произойдёт при правлении Александра II.

От этих теоретиков до конкретных террористов-бомбистов, до покушений даже на императора-реформатора оставался всего лишь короткий шажок. Об этом уже конкретно и откровенно писал друг А. Герцена В. Белинский, которого Герцен называл:

А что делать с той частью человечества, с теми миллионами людей, которые имеют другое мнение и не поддерживают идеи масонского братства? Ответ на этот вопрос и соответственно следующий “прогресс” Белинского выглядел так:

А это уже теория геноцида и фашизма в худшем его понимании. Это убеждение Белинского более известно в другом его знаменитом высказывании: “Люди так глупы, что их насильственно надо вести к счастью. Да и что кровь тысячей в сравнении с унижением и страданием миллионов”.

Поэтому Н. Бердяев в 20-м веке с полным правом сказал:

Да, – это было обоснование грядущего кровавого большевизма.

Можно образно отметить, что вышеназванные либеральные радикалы, ненавистники России были в центре этой негативной тенденции – как косточка в сливе, а вокруг было много либеральной мякоти – много сочувствующих, и это была не только либеральная молодежь или “прогрессивная” часть интеллигенции, на другую часть общества обратил внимание Ф. М. Достоевский:

Закончить тему “новых русских людей”, с остервенением бросившихся перегрызать национальные корни и культуру себе, и которые, по утверждению Ф. М. Достоевского, почти все были из барского, господского общества, можно меткой басней И. А. Крылова:

Вот в этих сложных условиях Александр II принял власть над Россией; – не позавидуешь. К тому же в России продолжали тайно существовать масонские организации, члены которых занимали высокие посты –

Александр II получил прекрасное всестороннее образование, знал несколько языков, объехал почти всю Россию и европейские страны, и даже Римский папа Григорий 16-й после знакомства с ним в его честь иллюминировал купол собора Святого Петра. Правда Александр почему-то не мог найти в России достойную девушку и женился на Гессен– Дармштадтской принцессе.

В России упорно витала ошибочная идея, что если отменить крепостное право, то чудным образом решатся все проблемы и главное – снизится уровень недовольства в обществе, снизится уровень революционности. Весь ход российской истории после отмены крепостного права показал ошибочность, ложность этой идеи, этой надежды. Конечно, крепостное право необходимо было отменить, но ещё важнее было создать другую, новую эффективную форму организации жизни и сельскохозяйственного производства. А эту задачу взялся решать лишь в начале 20-го века Столыпин.

С воцарением на российский престол Александр II довольно быстро приступил к либеральным реформам. И уже в 1856 году он дал евреям много прав и снял много ограничений для них, подписал указ об отмене закона о еврейских кантонистах, и сам институт кантонистов упразднил. Более того, – Александр II благородно и щедро простил евреям накопившуюся огромную недоплату налогов. К этому вопросу императору приходилось возвращаться ещё не раз, ибо, как утверждает еврейский историк Ю. Гессен – в течение последующих пяти лет задолженность по налогам опять серьёзно возросла (на 22%). В этом же 1856 г. был образован очередной правительственный комитет по еврейским вопросам (седьмой по счету), потому проблем, связанных с еврейской общиной, в стране было ещё много. Например, как отметил в своей книге священник Ипполит Лютостанский:

Этот же И. Лютостанский фиксировал очередной факт экономической эспансии:

Хотя кагалы были российским правительством запрещены ещё в начале 40-х, однако евреи продолжали жить и действовать обособленной диаспорой, организовано и по своим законам.

С целью проведения большой реформы в деревне, отмены крепостного права в 1857 году Александр II образовал Секретный комитет по крестьянскому вопросу, а в 1858 – аналогичные комитеты в регионах: Губернские комитеты. К этому времени вышла интересная работа Константина Дмитриевича Кавелина (1818–1885 гг.) под названием “Записки об освобождении крестьян России”, которая, несмотря на различные перипетии судьбы автора и его работы, легла в конечном итоге в основу Крестьянской реформы. Не стоит забывать, что большую предварительную работу для этого провёл его предшественник Николай I, о чём “почему-то” в большинстве случаев умалчивают; мы это подробно рассматривали в предыдущей главе.

Известный историк Ключевский по этому поводу отмечал:

В 1857 году император Александр II делает большой милостивый жест – существенно смягчает наказание самому знаменитому в мире революционеру – Михаилу Бакунину, который в России семь лет сидел в камере-одиночке, – из тюрьмы отправил М. Бакунина в ссылку в Сибирь. В Россию арестованного и осуждённого пожизненно Бакунина прислали ещё при Николае I немецкие власти в виду нежелания его содержать до конца его жизни. Это именно про М. Бакунина префект парижской полиции во время революции 1848 года Косидьер сказал знаменитую фразу:

Если Маркс был первым террористом в Европе – как теоретик и журналист-подстрекатель, то на практике в то время первым был, бесспорно, М. Бакунин с его террористическим окультуренным лозунгом:

В главе, посвящённой Марксу, уже упоминалось о подвигах Бакунина в Чехии и Германии, а теперь после милости Александра II он в 1860 году сбежал из ссылки из Иркутска и через Японию и Америку в 1861 году приехал в Лондон к Марксу и Герцену, где вошёл в руководство местной революционной организации, а в 1862 году он уже вернулся в Россию, чтобы принять участие в восстании в Белоруссии и Польше.

После подавления восстания Бакунин в 1864–1867 гг. залечивает свои раны в Италии, где работает над своими революционными теориями. В 1867 он уже в Швейцарии, в масонский ЦК “Лиги Мира”, а в 1868 входит в руководство Интернационала и фактически отбирает его у надувающего щёки Маркса. После закрытия Интернационала Михаил Бакунин входит в руководство восстания в Испании в 1873 г., а в 1874 г. он уже руководит восстанием в Италии. И в 1876 в Берне его бунтарский дух от полученных телесных ран покидает нашу планету. Вот такого джинна выпустил на свободу на волне оттепели Александр II, и чем это обернулось для многих народов и стран.

В 1859 г. российский император отменил евреям запрет 1835 года брать в аренду или в управление населённые помещичьи земли, – “чтобы несколько расширить перед евреями ограниченное поле экономи– ческой деятельности”. На самом деле это было очень рискованное, не просчитанное мероприятие, которое уже здорово аукнется через 20 лет защитными крестьянскими погромами в глубинке России. Кроме того, Александр разрешил евреям покупать земли в черте оседлости и в этом же 1859 г. отменил черту оседлости для некоторой категории евреев – для купцов первой гильдии, а с 1861 г. – и для второй гильдии и для евреев, окончивших университеты.

В этот период происходило бурное развитие еврейского сообщества в России и накопление ими крупных капиталов, Литман Фейгин и Евзель Гинцбург основали в 1859 г. крупнейший в России банкирский дом, процветали еврейские сахарозаводчики, торговцы и “факторы” – еврейские посредники-спекулянты. Крупнейшие еврейские бизнесмены строили железные дороги, например, Самуил Поляков построил шесть железнодорожных веток. А с развитием железных дорог намного активнее пошла торговля сахаром, зерном и особенно лесом.

В связи с этим возросла роль и портов. И в этот момент стоит на– помнить историческое явление, отмеченное израильским историком Я. Рабиновичем:

В 1859 г. евреи устроили в Одессе очередной греческий погром – бой с греками за доминирование в контрабанде и оптовой торговле, и здорово потеснили греков в этом деле. Забегая немного вперёд, следует добавить, что в 1871 году в Одессе евреи очередной раз напали на греков, и в результате кровавого трехдневного уличного боя окончательно вытеснили греков и захватили город, фактически ставший их столицей в России. Памятуя историю, можно с иронией заметить, что если евреи захватили самый знаменитый порт в самой Греции – Александрию в период расцвета Греции, то имели ли шансы греки в борьбе против евреев в России?…

В 1861 г. Александр II отменил запрет евреям брать на откуп отдельные доходы с имений и был отменён запрет занимать в армии должности унтер-офицеров и писарей. Но, вероятно, Александр II не успевал так быстро отменять запреты и давать вольности, как этого хотели евреи и другая прогрессивная общественность, потому что в этом же году произошли серьёзные студенческие волнения в Петербурге, в которых своим бунтарством выделились евреи Михаэлис, Утин и Ген. Этим пытались ещё более ускорить проведение либеральных реформ Александром II, по иронии судьбы считая, что эти реформы являются результатом проигрыша России в Крымской войне, и проявлением трусости и слабости российского монарха.

И Александр II спешит со своими либеральными реформами-послаблениями и в результате не дорабатывает как следует, крестьянскую реформу и – своим знаменитым “Манифестом” от 19 февраля 1861 года отменил крепостное право. Всё… – теперь казалось бы в России всё должно быть хорошо, и все должны быть довольны.

Но оказалось, что великий реформатор “забыл” о поляках, которые на протяжении 70 лет пытаются вернуть себе свободу. И поляки ему об этом напомнили крупнейшим в XIX веке восстанием в 1862–1863 гг. В этом восстании на стороне поляков приняли участие различным образом революционеры многих стран от Маркса и Энгельса до Бакунина. Но еврейское общество в России, как мы уже ранее отмечали признание Менделя, выступило на стороне российских властей.

Александр II решает не давать свободу полякам и восстание пыта– ется потопить в крови. Российские войска долго не могут справиться с восставшими, так как восстание возглавляет профессиональный русский офицер, по национальности поляк – Ярослав Домбровский (1836–1871 гг.), который после окончания кадетского корпуса в Санкт-Петербурге 4 года воевал на Кавказе с горцами и был награждён за это боевыми наградами. Его друг и второй лидер восстания по национальности белорус Валерий Врублевский (1836–1908 гг.) также получил высшее образование в Санкт-Петербурге. Руководителей этого восстания российские власти так и не арестовали, они после поражения восстания были генералами Парижской коммуны 1871 года.

После этого восстания, несмотря на все либеральные реформы, Александр II получил стойкое прозвище “кровопийца” и уже свои новоиспечённые революционеры-террористы стали готовиться к его убийству. Кстати, такое прозвище не получал даже Николай II. Александр II к тому же после восстания отменил ряд уже дарованных им льгот.

Произошла довольно назидательная история: можно уверенно утверждать – лучше бы Александр II не начинал свои реформы и послабления, чем частично дал свободы и затем опять забрал. Теперь же началась целая череда покушений на жизнь российского монарха. Середину 60-х годов XIX века, после польского восстания, можно назвать началом террористического, практического революционного движения в России. Кроме того, следует заметить, что, хотя реформу крестьянства император не отменил, но нажил в связи с этим больше врагов, чем благодарностей. Сработал известный девиз – “хотели как лучше, а получилось…”.

Положительное в реформах того периода подчеркнул в своём исследовании М. Назаров:

А негативные последствия пояснил в своей книге (“Над бездной”) современный исследователь истории профессор И. Я. Фроянов:

А условия выкупа для неграмотных крестьян чаще всего были настолько кабальные, что они фактически не могли расплатиться за неё до конца жизни, всю жизнь работали на оплату процентов. Реформа проводилась по принципу “чтобы и крестьян освободить и прибыль помещиков сохранить”, поэтому стоимость выкупаемой земли была сильно завышена, чтобы деньги, вырученные помещиком от продажи крестьянину земельного надела и положенные им в банк, давали ему ежегодную прибыль по процентам, которая компенсировала бы ему утраченный с крестьянской семьи оброк. Реформа не была скорректирована после внедрения её в жизнь. Это кабальное условие было отменено российскими властями только в 1906 г., только когда “клюнули” больно.

В некоторых местах в знак протеста против реформ и отмены кре– постного права даже вспыхнули крестьянские восстания, например – Булыгинское, в Кондеевке, в Бездне, которые обнадёжили молодую поросль будущих революционеров, что если хорошенько поработать с крестьянством, то можно и совершить в России революцию. С этой надеждой и началось так называемое “хождение в народ” с бунтарской агитацией.

Введённые Александром II 20 ноября 1864 года новые судебные уставы законом “О губернских и уездных земских учреждениях”, задуманные для того, чтобы крестьянские проблемы решались в судах более справедливо, не изменили кардинально положение крестьян. Более того, – реформа по либерализации судопроизводства, введение суда присяжных привело к тяжелым последствиям для России, и как это отчетливо показала абсурдная, нелепая и опасная по своим последствиям история суда над В. Засулич – способствовало разрастанию терроризма в России.

Оказалось, что и для евреев земельная реформа принесла немало неприятностей. Открепощение крестьян от земли и сделало их более свободными и динамичными, что осложняло для евреев задачу закаба– ления этого класса, по этому поводу историк Ю. Гессен отмечает:

Солженицын, опираясь на исследования другого еврейского исследователя И. Оршанского, отмечает:

Но это была первая реакция, вскоре евреи приладились к новым условиям и даже открылись определённые плюсы, которые особо отмечает Еврейская Энциклопедия:

Но радостные для либералов фразы: “расширение товарооборота между…” или увеличение экспорта древесины” имеет иногда и другую – черную сторону, о которой в 1873 году с болью в сердце в журнале “Гражданин” отмечал Ф. М. Достоевский:

Славянофил Ф. М. Достоевский в этом и других вопросах противостоял не только западникам, либералам, и алчному еврейскому сообществу, но и бездарному Александру II, необоснованно спешившему со своими “спасительными”, как он думал, реформами и попутавшему приоритеты; и примеры этого противостояния мы ещё будем наблюдать далее.

Наблюдалось также и резкое усиление и другой тенденции – в 60-х годах 19-го века экспорт зерна из России был на 60% в руках евреев, но уже к началу 80-х годов, к моменту вспышки массовых погромов евреев русскими крестьянами, – в руках евреев было уже 100 % экспорта зерна. Откройте современный журнал “Эксперт” и гляньте на экспортеров зерна из России – удивительное повторение истории…

Несмотря на весь предыдущий горький исторический опыт Александр II в 1863 г. разрешил евреям производить водку и другие спиртные напитки (винокурение) на всей территории России. Вот это он сделал не из либеральных побуждений или сильной любви к евреям, а потому что как экономист, хозяйственник Александр II был никудышный, вследствие чего – до конца его правления бюджет России был сильно дефицитным, и внешние долги России опасно росли, поэтому он любыми, даже скользкими и вредными для общества способами пытался пополнить казну.

Если предыдущим императорам все опасные водочные “прелести” пытался объяснить Г. Державин, то Александру II пытался объяснить Ф. М. Достоевский:

Либералы-западники ликовали, говорили об освобождении угне– тенных евреев, что российский императора наконец-то берет пример с цивилизованной Европы. Славянофилы же не были в восторге и с февраля 1862 года со статьи “Следует ли дать евреям в России законодательные и административные права?” в газете “День” указывали на опасность несовместимости религиозных нравоучений.

После этой статьи, конечно же, был взрыв негодования прозападной либеральной прессы об отсутствия сочувствия к несчастным и угнетенным, и рассуждения о веротерпимости, тогда слово “толерантность” не употребляли.

В 1863 году Александр разрешил евреям открыть свои общественные организации в столице. И богатейшими евреями, лидерами еврейского сообщества Самуилом Поляковым, Горацием Гинцбургом и Ипполитом Вавельбергом были образованы “Общество распространения просвещения между евреями России” и “Общество ремесленного и земледельческого труда”, которые, кроме социальной помощи евреям, были негласными представительствами “Всемирного Еврейского Альянса” в России. Эти же влиятельные в столице лица объявили сбор денежных средств для строительства Хоральной синагоги. А славянофилы продолжали заниматься просвещением в статье “Что такое “Еврей” относительно христианской цивилизации?” (8 августа 1864 г.). Александр II к ним не прислушивался и в 1865 г. снял запрет евреям нанимать в услугу русских, христиан – тот запрет, отмену которого безуспешно пыталась добиться от его отца еврейская община через английскую королеву Викторию.

Выше мы наблюдали длинную череду отмены запретов и льгот со стороны российского императора Александра II для евреев, однако интересно комментирует эти либеральные реформы современная Еврейская Энциклопедия:

Мы наблюдаем, как много сделал Александр II для евреев, хотя после восстания поляков и белорусов в 1863 году он в стране стал “затягивать гайки” и даже в 1866 году закрыл знаменитый литературный журнал “Современник”.

На фоне восстания в Польше и в западных губерниях империи в российском обществе поднялась симпатичная волна патриотизма: “Всю Россию охватил сифилис патриотизма!” – панически и истерически комментировал в Лондоне в “Колоколе” желчный Герцен.

Фактически последним формальным ограничением для евреев оставалась черта оседлости для некоторых категорий еврейского населения, которую евреи давно не соблюдали.

В 1865 году Александр разрешил селиться по всей России евреям-ремесленникам (это касалось и типографских рабочих). Это давало возможность и другим евреям беспрепятственно пересекать черту оседлости, поскольку они с лёгкостью называли себя ремесленниками.

При этом стоит учесть, как замечает Солженицын: “купцы переселялись с приказчиками, конторщиками, разными подручными (их семьями) и еврейской обслугой, ремесленники вместе с подмастерьями и учениками”.

Александр II в своих реформах для еврейского народа шёл дальше и с 1865 г. разрешил приём евреев на должности военных врачей и занимать должности в министерствах просвещения и внутренних дел.

В 1867 году известный славянофил Иван Аксаков уже утверждал: “Не об эмансипации евреев следует толковать, а об эмансипации русских от евреев”, фактически повторив в точности утверждение 20-летней давности Бруно Бауэра о необходимости эмансипации немцев. И. С. Аксаков обратил внимание на новую тенденцию – западники начали утверждать, “что евреи не только русские подданные, но просто русские, такие же, как и все мы русские, только “Моисеева закона”. Эту тему в этот период отразил М. Е. Салтыков-Щедрин в своём произведении “Пропала совесть”. То есть знакомая нам по дискуссиям в 21 веке идея, что евреи – это коренной народ России, стала внедряться в сознание русских уже тогда.

Кстати, в 1867 году Александр II принял ещё одно радикальное и спорное решение – продал США Аляску за 7 200 000 долларов.

В 1868 году Александр II сделал подарок евреям, живущим в Поль– ше, – аннулировал закон, запрещавший евреям Царства Польского селиться в России, то есть фактически черта оседлости была снята. И поехали тысячи евреев в Россию. Государство в государстве бурно разви– валось не только экономически, но и культурно – в это время издавалось уже много еврейских газет и журналов: “ХаШахар”, “Кол-мевассер”, “ХаМаггид”, Гакармель”, “Гомелиц”, “Рассвет”, “Сион”.

Теперь можно задать два любопытных логических и взаимосвязанных вопроса: “Теперь евреям в России жилось хорошо? Теперь-то евреи перестали сторониться других граждан и держаться особняком – “государством в государстве”? Ведь теперь евреям сняли так много запретов, у них есть свои банки, железные дороги и общественные организации, доминанта в торговле зерном, сахаром, лесом, и теперь русские могли быть у них в прислуге.

Да, жилось евреям в России (в этом гетто) – хорошо; даже такой озлобленный к российской власти ярый террорист, как Лев Дейч, вспоминая о своей жизни в 60-х XIX века, скромно отмечал:

После этого закономерно можно было надеяться на ответную реакцию евреев, на изменение их отношения к российскому обществу и государственной власти. “Хорошо помню то время, когда мои соплеменники считали грехом учиться русскому языку”, – вспоминал свою жизнь в 60-х всё тот же Лев Дейч, после чего с бомбами он взялся “спасать русский народ от гнёта царизма”… Вот так. Всё оставалось по-прежнему.

Почему? Есть два ответа на этот важный вопрос.

Исследуя этот период, Солженицын с удивлением обнаружил, что евреям в этот период жилось очень хорошо, что Александр II много хорошего сделал для евреев, но они его не хвалят и по-прежнему недовольны. А я, забегая немного вперёд, добавлю – мы в своём дальнейшем историческом исследовании столкнёмся с удивительным фактом из воспоминаний С. М. Дубнова – с радостным празднованием евреями в начале XX века дня гибели Александра Второго…

Солженицын в своём исследовании сравнивает положение евреев в Польше и затем в России:

После этого Солженицын искренне удивляется, ставит закономерный вопрос и не даёт ответа…

Первый ответ прост – Солженицын сравнивает нынешнее положе– ние евреев и прошлое (в Польше), а евреи сравнивали своё положение в России и своё настоящее положение в Европе, а там у них не было уже никаких ограничений и даже экономическая и политическая гегемония над другими. И они ожидали так же от Александра II – полного равноправия, и имели к нему претензии за неполноту освобождения.

Второй ответ неожиданно дал в то время один грамотный белорусский еврей по фамилии Я. Брафман (1825–1879), который не только пошёл на страшный грех и выучил русский язык, но рискнул по полной – отказался от религии своего народа и принял православие (в 1849 г.), как говорят евреи – стал выкрестом. И нет сомнений в том, что этот переход в православие был ложным, притворным перекрашиванием, преследующим какие-то цели, ибо Яков Брафман пошёл дальше, почти до невероятного – он додумался перевести на русский язык достаточно “секретный” для других народов Талмуд, вернее отрывки из него, и издать в этом варианте. В той мирной и благополучной жизни евреев в России это была весомая ложка дегтя.

Когда Александр II в 1858 году проезжал через Минск, то Я. Брафман умудрился передать ему записку по поводу евреев, после чего его пригласили в Петербург как специалиста по “еврейскому вопросу” для разъяснений.

Яков Брафман, знавший жизнь евреев “изнутри”, написал две разоблачительные книги “Еврейские братства” и “Книга кагала”, в которых утверждал, что упраздненные российскими властями в 1844 году еврейские кагалы продолжали существовать тайно, эффективно функционировали, продолжали по-прежнему руководить жизнью евреев; что еврейское общество – это один большой кагал – “государство в государстве”, и на планетарном уровне им управляет “Всемирный Еврейский Альянс”, подразделения которого созданы недавно в России.

Современный израильский историк Я. Рабинович в сердцах писал в 2006 году:

Книги Я. Брафмана, озвученная им информация, произвели своеобразный взрыв в информационном поле, шок, переосмысление действительности, связанной с евреями. “Книга Кагала” во второй половине 19-го века издавалась четыре раза: 1869, 1875, 1882, 1888 гг.

Благодаря Брафману многие русские познакомились с Талмудом, и крепко задумались… Ибо оказалось, что Талмуд не просто религиозная книга, а как утверждает еврейский историк Ю. Гессен:

Об этом часто говорили выдающиеся мыслители Европы, но никто особо на это не обращал внимания, или обращали – но не верили. А в этом случае россияне могли прочитать сами.

И что там есть? В 2001 году в России была издана книга американского исследователя еврейского феномена Дэвида Дюка “Еврейский вопрос глазами американца”. Вот некоторые фрагменты еврейского Талмуда, выделенные Д. Дюком:

Священник Ипполит Лютостанский (1835–1915 гг.) в своей книге “Талмуд и евреи”), изданной в 1879 году (переиздана в 1902-1907гг.), объяснял

    1. чтобы гои сделались оборочниками и данниками евреев;
    2. и чтобы по отречению от идолопоклонства, приняли семь Ноевых заповедей”.

Далее Талмуд объясняет:

Можно только догадываться о состоянии русского человека, христианина, прочитавшего эти религиозные тезисы, которыми руководствовались живущие рядом евреи. Всё-таки религия – это основа основ.

Этих цитат достаточно для понимания многого. Талмуд действует и сегодня, в XXI веке. Им пропитывают еврейских детей с малых лет.

Талмуд даёт много объяснений событиям в России – и потрясающей нечеловеческой жестокости после 1917 г., и удивительным событиям после 1991 года. Для “смущённых” читателей стоит отметить, что приведены ещё не самые обидные для неевреев цитаты.

Перевод Талмуда и разъяснительная деятельность Брафмана имели сильное влияние на дальнейший ход событий, ибо российские власти уже иначе трактовали события и по-другому реагировали, и иллюзий уже почти не было. Тем более, что с 1869 г. генерал-губернаторы южных областей стали сигнализировать, что евреи в огромном количестве скупают земли и это необходимо им запретить. Понятно, что вырисовывалась очередная проблема, ибо было понятно, что евреи скупали земли не для того, чтобы их лично обрабатывать. “Туземцы” этих областей впервые столкнулись с евреями и приняли их радушно. Как утверждает Еврейская Энциклопедия: “Вообще на Юге России над евреями не тяготело общественное презрение, усердно культивировавшееся некогда в Польше”. Поляки же, по утверждению В. С. Манделя, относились к евреям “всегда как к низшей расе” (весьма оригинально, – учитывая отношение евреев к другим нациям).

Князь Дондуков-Корсаков призвал императора наложить запрет евреям на аренду земли – и Александр II согласился, но затем и согласился с министром внутренних дел, который “не признал возможным провести немедленно законодательным путём меры, предлагаемые кн. Дондуковым-Корсаковым”. Тот же был ответ, когда с этой сигнальной инициативой вышел в 1869 году генерал-губернатор новороссийский Коцебу. А когда евреи дошли до благополучных казацких станиц, а казаки являлись основой российской армии, то управление области Войска Донского запретило евреям покупать и арендовать земли “в виду исключительного положения Донской области, казачье население которой обязано поголовно воинской повинностью. Это единственный и верный способ спасти хозяйство казаков и только что начинающие водворяться в области промыслы и торговлю от разорения” (С). Тогда казаки вырвались из когтей. Но через несколько десятков лет к ним приедет очень грамотный русскоговорящий кучерявый либеральный интеллигент в очках – Яков Свердлов (вспомните прекрасный портрет художника Е. А. Кацмана) и припомнит им их привилегированное положение, в живых останется немного. У Свердлова было всего два вышестоящих начальника – точно такой же еврейский интеллигент в очках – Лейба Бронштейн (Троцкий) и головастый внучек Израиля Бланка – В. Ленин.

Многие умные люди в России с тревогой наблюдали за развитием процессов, указанных в этой главе, и пытались в меру своих сил и возможностей им препятствовать, вели разъяснительную и просветительскую работу. С этими интересными выдающимися русскими людьми мы познакомимся в следующей главе.


Назад Оглавление Вперёд

Hosted by uCoz