ГЛАВА ОДИННАДЦАТАЯ. Ф. М. достоевский и “Еврейский вопрос”

В отличие от своих современников – Тургенева, Лескова, Гончарова и Салтыкова-Щедрина Ф. М. Достоевский не включал специально в свои литературные произведения образ еврея или еврейского сообщества, но в “Дневнике писателя” в работе под названием “Еврейский вопрос” уделил много внимания этой теме. Историк из Израиля Я. Рабинович в 2006 г. в своей книге, посвященной истории России, отметил вклад Ф. М. Достоевского в этой теме:

В сущности, Солженицын повторяет Достоевского, который за четыре года до смерти категорически отрицал и отвергал всякое обвине– ние его в антисемитизме: “всего удивительнее мне то, как это и откуда я попал в ненавистники еврея как народа и нации… Когда и в чём заявил я ненависть еврею? Так как в сердце моём этой ненависти не было ни– когда, и те из евреев, которые знакомы со мной и были в сношениях со мной, это знают, то я с самого начала и прежде всякого слова с себя это обвинение снимаю раз и навсегда”… Суждения Достоевского многие называют “библией русских антисемитов””. Связь времён… – обоих великих писателей соединила одна тема.

Ф. М. Достоевский по этому поводу писал:

Ф. М. Достоевский непосредственно столкнулся с евреями в молодости во время ареста петрашевцев:

Вероятно после этого случая, после этого интригующего поведения евреев Ф. М. Достоевский, как внимательный исследователь человека, обращал внимание на евреев и информацию о евреях:

Как видим, Ф. М. Достоевский отмечал те же массовые технологи– ческие факты и явления, которые мы наблюдали во второй книге этой серии. Ф. М. Достоевский:

Под понятием “жид” или “жидовщина” Ф. М. Достоевский понимал не евреев, а характер корыстного сугубо материального безнравственного человека-индивидуалиста, как и под понятием “биржевик”:

В этом ракурсе Ф. М. Достоевскому повезло в своём 19 веке, – видел бы он огромное количество наших русских жидов и биржевиков после “перестройки”…

Кстати, выше замеченное Достоевским можно отнести равно и к нашей эпохе, – разница лишь в том, что тогда евреи вспоминали средневековый гнёт, а теперь вспоминают Вторую мировую войну, упрекают немцев, и всем напоминают о Холокосте. Причём понятно, что это стало не только национальной традицией, но важным элементом международ– ной политики. Ф. М. Достоевский:

Это был отчаянный тревожный звон в колокол нашего пророка. Боль и плачь о грядущей трагедии России и русского народа. Практически все предупреждения-пророчества Достоевского на эту тему сбылись, повторю:

К концу 70-х в “знаменитых” российских западниках, либералах Достоевский видел вредную, но уже не смертельную силу, а видел угрозу уже в новой поднимающейся силе, поэтому пророчески написал работу “Еврейский вопрос”. Ещё в молодости, – когда Достоевский увлекался либерализмом, был социалистом и задумывался:

Многим людям очень тяжело заставлять себя интеллектуально трудиться кроме работы в какой-то фирме, – что-то стараться понять глубинное и высокое в этом мире. Гораздо легче нахвататься знаний в “студенческом объёме”, расслабиться и получить массу удовольствий. Но после падения, после хруста позвоночника и сотрясения мозга бывает уже поздно, лёжа в крови, грязи и нищете, что-то “осознать” и пытаться “догнать”.

И добрый воин Ф. М. Достоевский бросался смело обсуждать и пытаться найти решение самых насущных и даже опасных проблем в России – “… хоть иногда сказать правду, если б даже она была и не– достаточно, по-вашему, либеральна”. Стоит учесть, что при написании

“Еврейского вопроса” в России, как мы наблюдали ранее, шла первая террористическая война, в которой самое активное участие принимали еврейские террористы, и антисемит Ф. М. Достоевский сильно рисковал, поднимая тему “еврейского вопроса”.

Активная деятельность Ф. М. Достоевского и других патриотов в 70-80-х годах в России склонила чашу весов в борьбе славянофилов с западничеством, куда входило и еврейское сообщество, в пользу патриотов и России. Но, похоже, всему есть предел. Запаса прочности иммунной системе российского общества, данного Ф. М. Достоевским и его соратниками хватило до 1917 года, ибо в начале 20-го века ни одного продолжателя идеологической борьбы Ф. М. Достоевского не было.

Великий мыслитель предупреждал о надвигающейся Катастрофе, называемой революцией, но одни воспринимали его слова как чудачества старого писателя, другие – не придали должного значения и быстро забыли послания великого мыслителя потомкам, которое на Западе и не переводили.

Уверен, те, – кто остался жив после Кровавой Катастрофы русского народа в 1917 году, и успел сбежать в Прагу, Шанхай, Аргентину (и т.п.), сидя в нищете далеко от Родины не раз чесали свои “просвещенные” и “образованные” репки, терли в глубоком раздумье свои высокие узкие лбы… и не раз с ужасом “по-другому” перечитывали западников: Белинского, Писарева, Герцена и Чернышевского, и без всякой иронии и сарказма перечитывали великих славянофилов: Гоголя, Данилевского, Леонтьева, Аксакова, Салтыкова-Щедрина и Достоевского, пытаясь не столько насладиться их литературным талантом, сколько понять наконец-то их мысли, их идеологические предупреждения и хотя бы в конце своей несчастной жизни.

Ф. М. Достоевский хорошо выделил тему “европейского вопроса”, обратил внимание российского общества на проблему и угрозы, но не предложил конкретного решения этой проблемы, а что он предлагал – было неэффективным, и даже утопическим:

Похоже, Достоевский надеялся, что в дружественном, братском российском обществе, как в плавильном котле, всё образуется, поглотиться, евреи ассимилируются и в результате – их обособляемость и враждебность исчезнут.

Та же красивая оптимистическая и утопическая идея всемирного братания идеологических противников прозвучала в конце жизни Достоевского, в его знаменитой речи, посвященной открытию памятнику А. С. Пушкина.

Эту же идею Ф. М. Достоевский пропагандировал на многочисленных выступ– лениях перед своей кончиной, и эти идеи очень близко и эмоционально воспринимались слушателями, например, посмотрите, как реагировала публика во время выступления Ф. Достоевского летом 1880 г. в “Обществе любителей российской словесности”, – Ф. Достоевский:

Но это была кратковременная победа, к сожалению, – в рамках од– ного зала, зажженного глаголом писателя. Под знакомым нам лозунгом:

“Давайте все жить дружно!” Достоевский пытался утопически призвать к объединению и служению родине западников, либералов, евреев, террористов… Но что получится, если смешать в этом мире черный цвет с белым, смешать воедино добро и зло, мы это и так всё имеем по замыслу западников, либералов: в одном сером флаконе, чтобы не могли различить – что добро, а что зло, где – добро и где – зло…

Когда после речи “атмосфера” остыла, Достоевский в “Дневника писателя” писал более реалистично: “Рядом со славянофилами, об– нимавшими меня и жавшими мне руку, тут же на эстраде, едва лишь я сошел с кафедры, подошли ко мне пожать мою руку и западники, и не какие-нибудь из них, а передовые представители западничества, занимающие в нем первую роль, особенно теперь. Они жали мне руку с таким же горячим и искренним увлечением, как славянофилы, и на– зывали мою речь гениальною, и несколько раз, напирая на слово это, произнесли, что она гениальна. Но боюсь, боюсь искренно: не в первых ли “попыхах” увлечения произнесено было это!”

И скорее всю иллюзорность и “дружелюбность” западников Достоевский смог прочитать на страницах “Московских ведомостей” и отвечал: “Но, прочтя вашу критику, г-н Градовский, я приостановил печатание ”Дневника”, чтобы прибавить к нему и ответ на ваши напад– ки. О, предчувствия мои оправдались, гам поднялся страшный. И гор– дец-то я, и трус-то я, и Манилов, и поэт, и полицию надо бы привесть, чтоб сдерживать порывы публики, – полицию моральную, полицию либеральную, конечно. Но почему же бы и не настоящую? И настоящая полиция ведь у нас теперь либеральна, отнюдь не менее возопивших на меня либералов. Воистину немного недоставало до настоящей!” Это были русские западники, либералы, и их еврейские единомышленники тем более не собирались брататься с русскими, тем более со славянофилами, которых сегодня, в начале 21 века, обязательно назвали бы русскими националистами и русскими фашистами.

Закончу эту главу и всю тему о идеологических взглядах нашего великого Фёдора Михайловича Достоевского позицией по “еврейскому вопросу” его друга – нашего великого философа В. С. Соловьёва (1853–1900), который встал вровень с Ф. Ницше и поднял русскую философию на мировой уровень, и также искал решения “еврейского вопроса” и в своей работе “Еврейство и христианский вопрос” (1884 г.) писал:

Это был уже более реалистичный и более глубокий подход. Издавший книгу о В. Соловьёве В. Л. Величко утверждал, что В. Соловьёв в разговоре с ним в конце 19-го века грустно сказал:

И, вероятно, исходя из этих мрачных предчувствий, великий философ в самом конце жизни решил кого-то в России предупредить, а кого-то пугнуть своим последним метафоричным произведением “Краткая повесть об Антихристе” (1900 г.), в котором, кстати, пророчески предугадал или, скорее всего, логически вычислил страшную мировую войну (сбылось две), об образовании “Соединенных Штатов Европы” – сегодняшний Евросоюз, и что Ев– ропой будут править масоны.

И если великий писатель Ф. Достоевский перед своей кончиной перестал писать литературные произведения и стал произносить публичные философские речи, то его друг – великий философ В. Соловьёв перед своей кончиной решил использовать литературный жанр, чтобы лучше донести свои мысли российскому обществу.

В “Краткой повести об Антихристе” В. Соловьёв решил основа– тельно пугнуть евреев. Сюжет этого произведения был оригинален: наконец сбылась мечта евреев – объявился долгожданный Мессия – Антихрист, – как некий высокоразвитый человек – сверхчеловек, который стал императором, поселился в Иерусалиме и объявил евреям о достижении заветной цели – всемирном владычестве Израиля на Земле, и евреи торжествуют. Но, “не сразу сказка сказывалась…” – на пике этого счастья обнаруживается обман, “подстава” коварных врагов: Антихрист-Мессия оказывается вовсе не евреем, и даже не иудеем, и не обрезан. И обманутые евреи, уже радующиеся близкому всемирному владычеству, восстали против Лже-Мессии, Лже-Антихриста (Лже-антихрист – оригинально… – Р.К.). Но против них начинает восставать Природа – происходят стихийные бедствия, в результате которых –

Но… вдруг они увидели не своего Бога, а “Христа, сходящего к ним в царском одеянии и с язвами от гвоздей на распростёртых руках”. Это был для них кошмарный “ужастик”, ибо они забыли, что распятый ими Христос милостив, милосерд и всепрощающ… И заканчивается весь этот “хоррор” для евреев очень даже счастливо, “хеппи енд” – евреи дружно и мирно с христианами “воцарились во Христе на тысячу лет”.

Этим оригинальным способом В. Соловьёв преподнес старое европейское предложение решения еврейского вопроса (вспомните спор в первой половине 19-го немца Бруно Бауэра с евреем Карлом Марксом) – проблема решается только добровольным отказом евреев от своей агрессивной религии-иудаизма и переходом в христианство. Сегодня, с высоты нашего времени и исторического опыта совершенно понятно, что это была ошибка, иллюзия, утопия, причем оскорбительная для евреев; то есть – ошиблись многие европейские интеллектуалы, ошибся В. Соловьёв, и после него ещё немало выдающихся русских мыслителей пришли к этому ошибочному выводу.

А время шло, жизнь продолжалась, отмеченные Достоевским нега– тивные тенденции развивались и усугублялись, и русский народ в лице крестьян оказался непохож на белорусских, не захотел повторения и беды и трагедии (которую мы рассматривали в предыдущей книге), и не мог ждать – когда их голова, интеллект русского общества – интеллектуалы, интеллигенты найдут правильное решение “еврейского вопроса”, который к концу 70-х годов добрался в разных областях России до русских деревень и городков, монополизировал торговлю зерном и лесом, земельной арендой, перевозками и кредитами. К каким выводам пришли русские крестьяне и какое решение приняли – мы рассмотрим в следующей главе.


Назад Оглавление Вперёд

Hosted by uCoz