ГЛАВА ВТОРАЯ. В. В. Розанов №1 – типичный незрелый либерал.

Соберём основные труды Василия Васильевича Розанова (1856–1919 гг.), труды посвящённые его трудам, например, в 2001 г. издана хорошая правдивая книга о Розанове Александра Николюкина, другие книги и различные мемуары, и приступим к исследованию.

Розанов родился в 20 апреля 1856 г. в русской семье в городке Ветлуга Костромской губернии, учился в Симбирске, в Нижнем Новгороде, в Московском университете. Работал преподавателем словесности, истории и географии в Елецкой гимназии и чиновником в Государственном Контроле. В начале XX века В. Розанов начал печатать фельетоны и статьи в “Новом времени”.

Интересно, – молодой человек в России, решивший в 80–90-х годах XIX века серьёзно заняться литературой или философией, – с чего начнёт? В каком направлении решит продвинуть философскую мысль?

Будет ли он продолжать философские искания последних европейских философов Шопенгауэра и Ницше, или детально разберётся в достижениях своих великих земляков – Хомякова, Толстого, Соловьёва, Леонтьева, Достоевского?

Молодой Розанов начал с изучения достижений великих мыслителей России и сразу предстал как самостоятельный агрессивный критический мыслитель, а по глубине исследования его результаты оказались, мягко выражаясь, парадоксальными, взглянем на них.

В. Розанов про Хомякова:

В. Розанов о А. Пушкине и М. Лермонтове: “То, что мы все чувствуем и в чём заключается самая суть – это что Лермонтов был сильнее Пуш– кина и, так сказать, “урожденнее – выше”… Пушкин был немножко terre– a-terre (приземлённый), слишком уж русский, без иностранного”.

В. Розанов о М. Салтыкове-Щедрине:

В. Розанов о К. Леонтьеве:

В. Розанов о Н. Гоголе – “холодный человек”, “волшебник микрокосма, преуменьшенного мира, какого-то пришибленного, раздавленного, плоского и даже только линейного, совершенно невозможного и фантастического, ужасного и никогда не бывшего”, “дьявол вдруг помешал палочкой дно: и со дна пошли токи мути, болотных пузырьков… Это пришёл Гоголь. За Гоголем всё. Тоска. Недоразумение…”, “Появление Гоголя было большим несчастьем для России, чем всё монгольское иго… В Гоголе было что-то от трупа”. “В сущности, везде Гоголь рисует анекдот и “приключение”… Мощь формы и бессилие содержания, резец Фидиаса, приложенный к крохотным и, по существу, никому не нужным фигуркам, – это поразительно у Гоголя”.

Такое впечатление, что сам ужасный и неистовый Белинский реинкарнировался в образе В. Розанова. По убеждению Розанова – если из русской литературы “выключить Гоголя”, то картина русской литературы выглядела бы намного лучше. Запомните эту смешную и позорную критику недоумка В. Розанова, и даже его ненависть к Гоголю, потому что в конце этой темы процитирую окончательный вывод Розанова о Николае Гоголе в конце жизни.

Продолжим ещё немного изучать “гениальный” анализ Розанова российских мыслителей:

Положительной оценки у Розанова заслужил только Ф. М. Достоевский, хотя причины этой симпатии сомнительны, – Розанов:

Похоже В. Розанов созвучно представлял себя как ангела и мерзавца “в одном флаконе”, но пока в нем долгие годы проявлялся только второй.

По признанию В. Розанова на философские искания его потянуло довольно поздно – в сорокалетнем возрасте как естественный этап его развития, – Розанов:

Немного позже уделим наше внимание этому “другу” – некогда вдохновлявшему Ф. М. Достоевского, а через 20 лет В. Розанова.

Поиски “пищи на зубы” привели В. Розанова к Л. Н. Толстому, у которого он побывал в Ясной поляне 6 марта 1903 года. “Проговорили весь день, но не поняли друг друга”, – прокомментировал в своём исследовании А. Николюкин. В. Розанов:

В. Розанова как убежденного демократа и либерала раздражала морально-нравственная позиция Л. Н. Толстого:

Розанов в этом случае, вероятно, воображал как Вакула Н. Гоголя оседлал “беса” произведений Ф. М. Достоевского в лице Розанова. Лев Толстой также после встречи высказался о заезжем помериться Розанове: “мало интересен”, “в его писаниях ничего нельзя понять”.

В. Розанов “победно” отомстил за эти слова авторитетного мыслителя, – при жизни Л. Н. Толстого в своей работе “На закате дней” Розанов додумался за три года до смерти Л. Толстого издевательски описать – как будет выглядеть смерть Толстого и реакция публики на это, – чтобы Л. Н. Толстой смог почитать о своих похоронах…

С чувством брезгливости и большого облегчения мы могли бы уже закончить исследование трудов этого выродка и кандидата в великие философы по имени Вася Розанов. Но поскольку в XXI веке в России Васю Розанова вдруг достали из забвения и сделали столпом и основой российской философии, а главное – орудием в идеологии, то придётся подавить все свои неприятные чувства и добросовестно изучить достижения Розанова, чтобы не осталось никаких сомнений. Да и надежда встретить какие-либо перлы мудрости ещё тлеет.

“Такой будет жить “в номерах”, “гостить у приятеля”, но ни к кому не станет “на хлеба”. “Соловьёв харчуется там-то”, – нельзя выговорить, и просто такого не было”, – писал с завистью и одновременно с ненавистью о В. Соловьёве Розанов, которого сильно раздражало чувство собственного достоинства и чести у В. Соловьева, ибо только крохи этого были у Розанова – большого любителя погостить и похарчеваться на халяву у кого угодно, “не глядя на лица” и низко льстя.

Всё это какой-то глубинной и далекой частью своего сознания В. Ро– занов понимал и его “немного” скрежетало, поэтому он спешно подвел себе широкое оправдательное обоснование:

В. Розанов не мог в принципе понять Соловьёва и находил этому объяснение – что Соловьёв “был таинственным и трагическим образом совершенно не русский”.

В. Розанов – интеллигентного вида, с жиденькой рыжеватой бородкой, с маленькими поросячьими глазками в очках, получающий наслаждение от того, что он самый обыкновенный обыватель, любящий пожить и пожрать на дармовщинку никак не мог подступиться к вели– кому философу, даже – подпрыгнуть и дотянуться до него, поэтому в своём бессилии “мягко” изгалялся:

Да, – В. Соловьев не был мелким газетчиком-журналистом, фельетонистом, типа В. Розанова, он вообще не был газетчиком и не писал для мещан и обывателей. В. Соловьёв ещё в 1894 году в статье “Свобода и вера” очень метко обозвал В. Розанова – “Иудушкой Головлёвым” за “это своеобразное, елейно-бесстыдное пустословие”. Вообще ситуа– ция с В. Соловьевым и В. Розановым напоминала известный сюжет “Слон и Моська”.

В. Соловьёв умудрился “навредить” своим существованием В. Розанову даже в последний год жизни, – когда 26 февраля 1900 года он во всей своей славе, при жизни признанный обществом выдающийся философ, в помещении Петербургской городской Думы в тишине переполненного зала читал публичную лекцию “О конце всемирной истории”. И когда В. Соловьёв, обратившись к своей недавней работе “Краткой повести об Антихристе”, в которой убеждал запугиванием обожаемых Розановым евреев перейти в христианство, стал рассуждать об Антихристе и его разоблачении, – в самый напряженный момент лекции находившийся в зале его “противник” – “разоблаченный” Розанов неожиданно с грохотом упал со стула в сопровождении дружного хохота.

Долго после этого в Петербурге вспоминали Розанову-“антихристу” этот случай и от всей души посмеивались над ним, а сильно “раненый” В. Розанов ещё долго объяснял всем, оправдывался, – что он ничего не испугался, и что к нему ничего не относилось, что он всего-то задремал на скучной лекции В. Соловьёва. Но чтобы В. Розанов задремал на лекции своего злейшего врага, которому очень завидовал, на которого смотрел снизу вверх, и пытался жадно впитать и постигнуть его достижения, и мечтал “переплюнуть” в философии… – в это трудно поверить.

После этого интересно глянуть на достижения самого В. Розанова в философии.

Вот как об этом довольно точно говорит сам В. Розанов: “Я ввел в литературу самое мелочное, мимолётное, невидимые движения души, паутинки быта”, ибо “Смысл – не в Вечном, смысл в Мгновениях”, “У меня есть какой-то фетишизм мелочей. Мелочи суть мои боги” (у Розанова – это: в театре, на собрании, на улице среди проституток и т.д.)

В. Розанов откровенничал: “Первое: как ни сядешь, чтобы написать то-то, – сядешь и напишешь совсем другое”. То есть – не он управлял процессом мышления, а всякие залетные мысли легко уносили его в сторону, как парусную лодку ветром. На эту тему есть хороший пример в его “Уединённом”: “Человек живёт как сор и умрёт как сор”, – почему– то оправдывал свой образ существования В. Розанов и иногда опускался даже до мерзких хамских либеральных выходок:

Есть похожие “гениальности” Розанова в главном вопросе для рус– ского человека – о смысле жизни в его “Опавших листьях”:

После этих его декадентских “жизнеутверждающих” произведений, скорее всего, читателям не очень то и жить хотелось. Хотя стоит заметить, что даже в этой найденной В. Розановым нише он не был оригинален и поскромничал – не признался что “слизал” тему у В. Соловьёва, который написал много жизнерадостных стихов и в том числе философское шутливое с черным юмором:

В. Розанов ухватился за эту понравившуюся краткость и хотел это направление развить.

И получилось у В. Розанова как всегда… – например, краткий зна– менитый афоризм о России:

Да… – недосягаемы полёты мысли Розанова и его “философии червяшки”, хотя что-то есть в этом грязном беспутном поросенке милое и трогательное…

В. Розанов в конце своей жизни писал в письме Э. Голлербаху:

В. Розанов замахивался на многие темы, даже на оригинальные, например, – он пристально пытался изучить половой вопрос. И в начале, возможно, у многих была надежда, что Розанов в этом вопросе двинется дальше Шопенгауэра и Ницше, – и опередит Фрейда. И вот что из этого получилось у самого выдающегося представителя русской интеллигенции в этот исторический период.

В этой теме В. Розанов наконец-то заподозрил своё преимущество перед Соловьёвым:

В. Розанов:

Но у В. Розанова естественное возрастное юношеское любопытство в этом вопросе переросло в длительные философские поиски и 30– и 50-летнего дяденьки. А. Николюкин:

В. Розанов:

Эта женщина была для В. Розанова роковой загадкой, навязчивым половым вожделением, некой грядущей Коллонтай. Ибо то, от чего в начале Розанов был в потрясающем восторге, превратилось в “сплошную муку”, “мистическую трагедию”, в женщину-вамп.

З. Гиппиус (1869–1945 гг.) в мемуарах вспоминала, что первая жена Розанова (Суслова) была очень ревнива:

“Суслиха” изменила Розанову с его другом Гольдовским и после этого устроила ему скандал с полицией. Поссорившись из-за чего-то с Гольдовским, она от имени Розанова написала донос на его друга в полицию. Когда Розанов, не зная о случившемся, с невероятными труд– ностями пришёл в тюрьму к другу – друг не подал ему руки. Розанов был в ярости. После скандала “Суслиха” бросила его и уехала в другой город, – для Розанова это был шок и трагедия:

Но вскоре реакция Розанова было уже другой:

Суслова через некоторое время решила вернуться к Розанову, но он был против и бежал от неё – “В другой город перевёлся, только бы она не приезжала”.

Вторая жена Розанова – Варвара Дмитриевна была совсем другой, очень религиозной, православной, и мучилась грехом, что живёт с женатым мужчиной. А Суслова, живя в Крыму, упорно не хотела давать развода, даже когда у Розанова с Варварой Дмитриевной было уже трое детей.

Даже “35 лет спустя” Розанов не переставал “Суслихой” восхищаться:

Тема этой своеобразной любви с “Суслихой” повлияла на “научные” исследования В. Розанова в этой области. Можно прочитать в его письмах – как он наблюдал и любовался своим членом, а будучи уже “женат” второй раз и имея детей, – активно экспериментировал со своими курсистками, и после каждого такого случая клялся, что это была святая любовь.

У В. Розанова в его “Лунных людях” есть название главы “Пол как прогрессия нисходящих и восходящих величин”, дающая надежду на некий научный подход к теме. И вот к какому выводу пришёл Розанов:

Розанов вполне серьёзно пытался вывести математическую формулу половых отношений, но научного открытия у него не получилось. Хотя его глобальный вывод удивляет:

Можно смело утверждать, что связь человека с Богом и наоборот многогранна, и до конца человеком не понята и не изучена, но у Розанова эта связь сохранилась почему-то только в одном месте, этим, возможно, объясняется отсутствие разума у Розанова во многих вопросах.

Идеал половых отношений В. Розанов обнаружил у евреек, изучая быт и мудрость евреев, вот что он написал в своей работе “Обонятельное и осязательное отношение евреев к крови”:

Как видим – оценка Ф. Достоевского и В. Розанова кардинально отличаются. В. Розанов:

Конечно, – если “червяшка” Розанов признавал себя ещё и свиньёй, то нас считать свиньями точно не стоит.

В 2000 году в нашей стране была издана книга под названием “Василий Розанов и Евреи” авторов Ефима Курганова и Генриеты Монди. Можно предположить, что данную книгу писали в 1997–1999 гг., то есть в расцвет в нашей стране Березовских, Гусинских, Фридманов и иже с ними. То есть экономический захват необходимо было подкрепить ещё и идеологическим.

Авторы этой книги пытались объяснить русским гражданам, что великие русские философы: Соловьёв, Бердяев и Флоренский вовсе не великие философы, а – фашисты. А вот единственный великий философ в России – это Василий Розанов. А вот за что Розанову такие почести станет ясно, если процитировать несколько отрывков из этой книги. Генриетта Монди:

Ефим Курганов:

Е. Курганов:

Напомню начало этого интереса из признания самого В. Розанова:

На самом деле интерес к вышеперечисленному у Розанова проявился не в сорокалетнем возрасте, а по его же другому признанию гораздо раньше, – Розанов:

В. Розанов писал Гершензону:

Как мы видели ранее – понятие Родины у В. Розанова было весьма своеобразным – в прямом смысле свинским, и Розанов продолжал уг– лублять это своё базовое определение:

Розанов “забыл” добавить – “только у демократов и либералов”.

Соответственно и естественно выглядит у Розанова и критика славянофильства в работе под характерным названием “Поминки по славянофильстве и славянофилах” (1904 г.):

Фактически перед первой русской революцией Розанов занимался пропагандой иудаизма в журнале “Новый путь”. С 1903 года Розанов печатает серию статей под названием “Юдаизм”.

При этом Розанов прекрасно осознавал действительность, ситуацию в России, и понимал к чему это может привести, но поступал сугубо меркантильно, коньюктурно, научился “самосохраняться”.

Бурные события 1901–1905 гг. Розанов воспринял восторженно, его друг в этот период Андрей Белый в 1906 г. цитирует Розанова:

К кадетам у Розанова были такие же отношения как к евреям:

После убийства Плеве радостный В. Розанов в лучших традициях “марксистов” издал в Париже произведение под кощунственным названием “Когда начальство ушло”. “Сгорели в пожаре Феникса отечества религия, быт, социальные связи, сословия, философия, поэзия. Человек наг опять. Но чего мы не можем оспорить, что бессильны оспаривать все стороны, – это – что он добр, благ, прекрасен”, – несло Розанова, а второй такой же “интеллигент” – Андрей Белый после вышеприведённой цитаты Розанова с восхищением восклицал: “Это ли не оправдание революции?” Через 13 лет В. Розанов не раз вспомнит эту свою глупость, тупость…

Молодой Н. А. Бердяев в 1907 г. дал точную оценку В. Розанову:

Да и в христианстве Розанов никак не мог разобраться – “Он в сущности всегда любил православие без Христа”, – отмечал этот парадокс Н. Бердяев после того как В. Розанов в 1907 году прочитал публичный доклад на свою любимую тематику – “Отчего падает православие”.

Хотя Розанов прекрасно понимал шумливых демократов, многие из которых – террористы, революционеры:

Прекрасно Розанов понимал и их главное оружие –

В. Розанов всё это понимал, но в дружной либеральной стае писал, своё… – свинское вплоть до 1913 года.

Зинаида Гиппиус в этот период была от статей Розанова в восторге, они все печатались и приносили Розанову солидные барыши. Розанов был любимцем её Религиозно-Философского общества и на этом поприще достиг большой похвалы и славы. Розанова даже наградили – увековечили, нарисовав его портрет.

В. Розанов на стороне евреев участвовал даже в некой мировой дискуссии, – в своей работе “Около церковных стен” он выступил в защиту евреев против Иоанна Златоуста и его работы “Против евреев”. 1909 год входил в период, который в учебниках советской эпохи называли периодом разгула реакционных сил. Часть революционеров-террористов была в тюрьмах и каторгах, другая их часть сбежала за границу. Казалось бы в России наступила долгожданная тишина и стабильность, о кото– рой так мечтал Столыпин, и как раз в этом году Столыпин, используя Конституцию, – на 4 дня распустил Государственный Совет, который мешал ему провести нужный для его реформ закон, но на самом деле, как мы наблюдали в предыдущей главе, – в этот период шла упорная идеологическая борьба. И Розанов самым активным образом в ней уча– ствовал на стороне “прогрессивных сил”.

Работа Розанова написанная им в 1909 году “О Песни Песней” – это восторженный гимн еврейской нации. Именно с этого года Розанов обрушился с критикой на русскую православную церковь в статье “Русская церковь”, в книгах: “В тёмных религиозных лучах”, “Тёмный лик”, “Люди лунного света”.

При этом Розанов пришёл к этой критике не в результате какого-то глубинного аналитического поиска, как это произошло у Ницше, Толстого и Флоренского, а по его любимой линии противопоставления – что лучше: иудаизм или христианство. Эти работы естественно нравились “прогрессивным” сторонникам революций, – Максим Горький писал М. О. Гершензону:

Соответственно, как отмечает А. Николюкин, христианский брак по Розанову – это “голое и безлюбовное размножение”, производство “духовных чад Церкви”.

Вполне закономерно, что в своей оголтелой критике христианства В. Розанов не мог не налететь на такого видного специалиста в этом вопросе как Мережковский, – Розанов:

По отношению к Мережковскому зарвавшегося Розанова несло похамски дальше и ниже:

После подобных выходок “цивилизованному” Розанову трудно, конечно, было сохранить хорошие отношения не только с Мережковским, но и с Гиппиус. Произошёл разрыв. Пробежала первая трещина в отношениях Розанова с “цивилизованным” сообществом, мудрые представители которого никогда не приветствовали такую оголтелую критику христианства, так как исторически и идеологически христианство было ответвлением от иудаизма, еврейское дитя, хотя многие считали его ошибочным, сектантским.

Мережковский в письме к дочери Розанова, уже после смерти Розанова, писал:

В этот момент уместно процитировать мнение Леонида Андреева о Розанове в письме к М. Горькому, после того, как Розанов опубликовал без согласия М. Горького переписку между ними:

Вторая трещина возникла на самом пике юдофильства Розанова и критики им христианства – как логическое продолжение и в результате наблюдательности Розанова:

И такое счастье опять на губах, точно она скушала что-то сладкое. Таких физиологических вещиц надо увидеть, чтобы понять то, чему мы не хотим верить в книгах, в истории, в сказаниях. Действительно, есть какая-то ненависть между Ним (Иисусом Христом) и еврейством. И когда думаешь об этом – становится страшно. И понимаешь нуменальное, а не феноменальное: “распни Его”, Тут я сказал себе: “Назад! Страшись!””.

Словно через сильный туман 55-летний В. Розанов наконец-то стал видеть контуры правды.

И надо же было произойти такой “случайности” – именно когда В. Розанов начал смутно прозревать он, естественно – на почве критики христианства, встретился с православным священником и прекрасным философом Павлом Флоренским. И как это иногда бывает – эмоциональный и убеждённый в своей правоте Розанов налетел как волна на скалу… – и разбился. Через некоторое время П. Флоренский стал его другом и авторитетом в философских и религиозных вопросах. Они вместе с Булгаковым принимали активное участие в деятельности “Общества ищущих христианского просвещения”. И В. Розанов стал быстро и резко менять свои давно “устоявшиеся” либеральные взгляды. “Какой был юдофил. А вот – дружба с Ф… – переживала сильно “прогрессистка” Гиппиус. – “Забыл своё влюблённое притягивание к евреям под влиянием Ф.”.

Флоренский был только третьей трещиной между Розановым и “прогрессивным” обществом, но до самой последней секунды жизни Розанова.

Четвёртая трещина между Розановым и обожаемым им еврейским сообществом пробежала, когда В. Розанов в конце 1911 года активно встал в защиту еврейского сообщества в дискуссии по нашумевшему делу Бейлиса, якобы ритуально убившего православного мальчика. Слухи о подобных ритуалах ходили давно и ими пугали в деревнях детей вплоть до середины XX столетия. Не будем здесь пока глубоко искать истину, хотя в истории человечества у многих народов были очень жестокие ритуальные обряды.

Розанов взялся за глубокое изучение этой темы. На это ушло у него три года, книга была издана в 1914 г. При этом одна часть книги писалась им до 1913 г., а вторая после сентября 1913 г., и обе эти части по симпатии-антипатии к евреям оказались разные и показали переломный момент в мировоззрении В. Розанова. В своей работе “Обонятельное и осязательное отношение евреев к крови” он попытался раскрыть религиозную тайну евреев, связанную с кровью через анализ Священных еврейских книг, расшифровки сефиротов и терафимов. И всё это Розанов объяснил на примере 13 уколов, нанесённых жертвенному мальчику Андрею Ющинскому в виде загадочной (но не для Розанова) пентаграммы.

По делу Бейлиса Розанов признал факт ритуального убийства, но пытался оправдать евреев, обосновывая это на глубинных религиозных отношениях евреев к крови. Журналист и писатель Владимир Крымов по этому поводу заметил о Розанове:

Понятно, что этим Розанов сделал для евреев “медвежью услугу” и только навредил евреям, которые отнеслись к нему после этого как к опасному дураку – З. Гиппиус:


Назад Оглавление Вперёд

Hosted by uCoz